Прокуратура Москвы выявила нарушение авторских прав в действиях компании "Анонс", организовавшей концерт американской певицы Бейонсе Ноулз в спорткомплексе "Олимпийский". Чем грозит организаторам несоблюдение правил, выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Марина Костюкевич.
Супершоу Бейонсе в столичном спорткомплексе "Олимпийский " отгремело еще в ноябре прошлого года. Однако эхо скандала, сопровождавшего концерт, не утихает до сих пор. Как выяснилось, песни заморской дивы в России внимательно слушали не только ее фанаты, но и сотрудники Российского авторского общества. Вскоре после того, как певица улетела к себе на родину, сотрудники РАО обвинили организаторов шоу - ООО "Анонс" - в нарушении авторских прав. Жалобу начала рассматривать прокуратура Центрального округа Москвы. Выяснилось, что организатор концертов не получил разрешение на публичное исполнение тех песен, которые прозвучали из уст Бейонсе в российской столице. Выдать такое разрешение могли только в Российском авторском обществе. Несмотря на то, что певица сама - автор большинства прозвучавших хитов, она не может выступать на сцене и петь без всех согласований с РАО. Ведь речь идет об авторских отчислениях, пояснил адвокат Вадим Усков.
"Все организаторы концертов обязаны спросить разрешения у РАО в этой ситуации, либо они должны предоставить прямые контракты от Бейонсе как автора о том, что она передает организаторам права на публичное исполнение", - рассказал Усков.
Но этого зачастую не делается. РАО часто приходится сталкиваться с нечистоплотностью организаторов концертов. И потому каждый концерт звезд тщательно проверяется на отчисления, говорит заместитель директора Российского авторского общества Олег Патрин.
"Бывает, просто не заключают договоры. А бывает, заключают и не выплачивают авторское вознаграждение, несмотря на то, что договор есть и организатор несет обязательства. Из последних примеров - концерты A-HA и Уитни Хьюстон. Организаторы заключили договор с РАО, но не выполнили обязательств по этим договорам", - рассказал Патрин.
Какой из этих вариантов применим в случае с Бейонсе, пока неясно. К самой певице претензий нет. Она является членом авторско-правовой организации АСКАП, интересы которой на территории России представляет как раз Российское авторское общество. Это международная практика. Так что требования РАО законны, говорит Вадим Усков.
"Бейонс, как участница своего соответствующего авторского общества, передала свои права. И защищает ее права - не как певицы, а как автора - другая организация. Тем более что поет она не только свои песни. И в этой ситуации другие авторы, чьи песни она исполняет, также должны получить свое вознаграждение", - утверждает Усков.
Как выяснилось, во время выступления в Москве было исполнено знаменитое произведение Майкла Джексона "Билли Джин ", наследникам которого также причитается вознаграждение. Законность претензий РАО подтвердили и в столичной прокуратуре. В ходе проверки выявлено, что организаторы концерта не заключили лицензионного договора о предоставлении права публичного исполнения произведений на концерте Бейонсе. Устранить нарушения столичная прокуратура потребовала от ООО "Анонс", которое и признано организатором концертов. В компании заявляют, что не имеют контракта с певицей, а потому отвечать по иску РАО не намерены. Они признают лишь факт продажи билетов и потому ничего выплачивать не собираются. Кто же в действительности является организатором концертов Бейонсе, предстоит выяснить. В случае, если не найдется другой организатор, "Анонсу" придется выплатить РАО 5 % выручки от продажи билетов. По оценкам экспертов, эта выручка могла составить около 50 миллионов рублей. Соответственно, РАО может рассчитывать на 2,5 миллиона. И уже эта сумма будет перечислена всем авторам, чьи песни прозвучали на концерте. В том числе и самой Бейонсе.
Источник: vesti.ru