Госдума впервые столкнулась с процессом лишения депутата мандата без суда. В парламенте пока точно не знают, как будет совершена процедура.
На следующей неделе депутаты Госдумы поставят точку в растянувшемся на несколько месяцев скандале, связанным с обвинением «эсера» Геннадия Гудкова в незаконном предпринимательстве. 6 сентября состоится заседание комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе, на которой Гудкову предстоит дать пояснения по материалам Следственного комитета.
Пока не совсем понятно, в каком формате будет проходить это заседание, но сам «эсер» настаивает на том, что оно должно быть абсолютно открытым и прозрачным.
— Я уже подготовил письмо, которое завтра направлю в комиссию с просьбой сделать заседание открытым и для коллег, и для СМИ. У меня нет секретов, я не боюсь открыть свои персональные данные. Пусть люди сами посмотрят, насколько будет объективным решение комиссии. Если они сделают из меня мученика — я не против, пускай, — заявил «Известиям» депутат.
Гудков-старший отмечает, что в случае, если большинством голосов в Госдуме будет решено, что он виноват в незаконной предпринимательской деятельности и лишен мандата, это создаст прецедент, противоречащий Конституции РФ. Таким образом, если специально для досрочного прекращения полномочий «эсера» пропишут нормы в регламенте нижней палаты парламента, это станет стартовой площадкой для «выживания» единороссами политических конкурентов из Госдумы.
— Сама процедура досрочного лишения полномочий не прописана в регламенте, такого не делали до сих пор. Не было во всем мире прецедента, чтобы большинством голосов одна фракция лишила депутата другой фракции мандата, данного ему народом! — возмущается Гудков. — Это просто внесудебная расправа с политическим конкурентом и нарушение Конституции. Согласно главному закону страны, признать человека виновным в чем-либо может только суд. Голосованием можно решить любой вопрос: большинством голосов парламентарии могут признать меня виновным в убийствах, грабежах, насилиях. Но конституционно они на это права не имеют. И я готов доказывать свою правоту в Конституционном суде.
Единороссы в свою очередь подтверждают, что на примере Гудкова-старшего будет обкатан механизм, который позволит думцам лишать членов нижней палаты мандатов из-за незаконной предпринимательской деятельности.
— Это новая практика. Будет очень тяжело ее вводить, но придется через это пройти. Какой мерой первый раз отмеряем, такой и будем мерить всех остальных, — заявил председатель комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах Владимир Васильев.
Он считает, что если сегодня комиссия обсуждает вопрос, связанный с депутатом-оппозиционером, «то мы должны быть уверены, что завтра будут рассмотрены дела парламентария из КПРФ или «Единой России».
Между тем, по словам Геннадия Гудкова, несмотря на то, что ему удалось ознакомиться с документами из Следственного комитета, понимания того, в чем же конкретно его обвиняют и какие пояснения он должен представить коллегам, не прибавилось.
— Сегодня я впервые увидел материалы Следственного комитета по моему делу и не смог сдержать смеха, — поделился с «Известиями» Геннадий Гудков. — Эти материалы представляют собой мои декларации, выписки из ЕГРЮЛ, уставы предприятий, с которыми я связан, и копию моей беседы со следователем, инициатором которой был я сам. Все это «расследование» можно было провести, не вставая со стула, с помощью интернета.
Не смог прояснить ситуацию и глава комиссии Владимир Васильев, с которым сегодня беседовал Гудков.
— Меня попросили дать пояснения по этому обвинению, но я не знаю, как это сделать, ведь меня обвиняют в том, что по закону не запрещено! Я спросил у Владимира Васильева, что, собственно, я должен на это ответить? Васильев сказал: «Ты опытный человек, напиши, как считаешь нужным», — рассказал «эсер».
Больше всего недоумение Гудкова вызывает тот факт, что его обвиняют во владении акциями нескольких предприятий, что совершенно не противоречит действующему законодательству.
— Меня не обвиняют в коммерческой деятельности, в управлении компаниями! Да, я владею акциями компаний, получаю по ним дивиденды, все это указано в моей декларации и это не противоречит «Закону о статусе депутата Государственной думы», — удивляется «эсер».
При этом парламентарий подчеркнул, что, опасаясь подобных обвинений, он еще несколько лет назад поручил управление всеми своими активами своей супруге. Таким образом, хотя Гудков и является официальным владельцем акций, все операции с ними проводит его жена, а он сам утверждает, что не разбирается в этих делах.
— Если мне все-таки вменяют в вину то, что разрешено законом, я готов предоставить договора доверительного управления, которые, клянусь здоровьем детей, я подписал по совету юристов еще в 2009 году. С тех пор моя жена сама управляет всеми активами, — прояснил ситуацию Гудков-старший.
Источник: ИЗВЕСТИЯ