Многолетний процесс российско-таджикских переговоров относительно судьбы 201-й российской военной базы (РВБ) в Таджикистане, срок пребывания там которой, согласно подписанному в 2004 году соглашению, завершается 1 января 2014 года, приобрел неожиданные очертания.
Как стало известно «Московским новостям» из источников в таджикском руководстве, Душанбе предложил Москве отказаться на время от подписания нового соглашения и выразил готовность ежегодно до 2016 года продлевать действие существующего ныне документа. А после 2016 года Душанбе будет готов к заключению нового соглашения на устраивающих российскую сторону условиях. Подтверждение этой информации «МН» получили также и из осведомленных российских источников.
Москва и Душанбе до сих пор никак не могли найти взаимопонимания по этому вопросу. Таджикская сторона категорически настаивала на взимании арендной платы за базу, по неофициальным данным, 250 миллионов долларов ежегодно. Российская сторона считала это неприемлемым требованием, утверждая, что пребывание РВБ в республике должно быть, как и раньше, безвозмездным. Москва, в свою очередь, предложила заключить новое соглашение на 49-летний срок аренды базы, Душанбе же готов был ограничиться только 10-летним сроком. О том, что стороны согласились подготовить документ на российских условиях до 1 апреля 2012 года, заявил прошлой осенью в Душанбе тогда еще президент России Дмитрий Медведев, посетивший с визитом таджикскую столицу.
Уже скоро выяснилось, что Медведев, скорее, выдавал желаемое за действительное, таджикское руководство уже тогда не подтверждало такую готовность, и соглашение так и не было подготовлено ни к обещанному сроку, ни позже, несмотря на регулярно появлявшиеся утечки информации с обеих сторон об успешно продвигающихся переговорах.
Неожиданный выход из затянувшегося кризиса в «базовых» переговорах был предложен таджикским руководством неделю назад на переговорах со специально приглашенной в Душанбе для этого представительной российской делегацией во главе с заместителем министра обороны России Анатолием Антоновым.
«Нам удалось существенно продвинуться в переговорах, - сказал г-н Антонов на пресс-конференции в Душанбе 9 апреля, - рассмотрены слишком серьезные вопросы, мы будем определять сроки пребывания базы». «Искусственных дат не существует», многозначительно заметил высокопоставленный российский представитель и добавил: «Вопрос денег вообще не обсуждался». Другими словами, российский замминистра дал понять, что проблему взимания арендной платы за 201-ю РВБ, на чем раньше настаивала таджикская сторона, удалось каким-то образом обойти.
Полученная «МН» информация дает представление, каким именно.
В Душанбе, очевидно, пришли к выводу, что настаивать на своих требованиях к Москве бесперспективно и даже опасно, но и соглашаться на российские условия в нынешней внутриполитической ситуации в Таджикистане слишком рискованно.
Дело в том, что республике предстоят две избирательные кампании, в 2013 –президентские выборы, в 2014 – парламентские. И если президент Эмомали Рахмон согласится пойти на уступки Москве по «базовому» вопросу, то он рискует потерять значительную долю поддержки среди таджикской элиты, которая расценит 49-летний срок аренды, как угрозу суверенитету страны. Эмомали Рахмон как лидер страны и без того сейчас находится не в лучшем положении после неудачной попытки осуществить в июле военный блицкриг по усмирению непокорной автономии в Горном Бадахшане.
Обстановка на Памире чревата ростом внутренней, в том числе и вооруженной, фронды таджикскому режиму. Подобная перспектива, помноженная на риск лишиться российской военной поддержки 201-й базы, в случае ее вывода из Таджикистана, что может стать, как намекнули недавно в Москве, ценой несговорчивости Душанбе, приводят таджикского президента к вынужденному решению: оставить нынешнее российское военное присутствие в Таджикистане неизменным в течение ближайших лет.
К описанным для Душанбе рискам следует добавить и возможное обострение ситуации на границах с Афганистаном после планируемого вывода оттуда до конца 2014 года военного контингента НАТО.
Готовы ли в Москве согласиться на компромиссные предложение Душанбе, пока неизвестно. Переговоры. как заметил замминистра обороны Анатолий Антонов будут продолжены. Очевидно, что таджикские инициативы также несут определенные риски для российской стороны: нет гарантий, что Эмомали Рахмон не откажется от своих обещаний спустя какое-то время. Кроме того, согласие Москвы в определенном смысле связывает ей руки и заставляет гарантировать политическую поддержку таджикскому президенту в его президентских амбициях в будущем…
С другой стороны, необходимо понимать, что даже в случае смены правящей в Таджикистане элиты, она вынуждена будет учитывать фактор российского военного присутствия и в будущем, как необходимый элемент обеспечения внешней безопасности страны. В непростой ныне для таджикского президента ситуации может оказаться, что ему легче будет пойти на военно-политический компромисс с Москвой, обещающий ему некие личные гарантии, чем полностью положиться на обещания Вашингтона, уже данные Рахмону.
Источник: Московские Новости