Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян — о рынке видеозаписей и августовской войне 2008 года
Российский телеканал RT, вещающий на английском, арабском и испанском языках, запускает видеоагентство c офисом в Берлине, которое будет продавать материалы телеканалам всего мира. Об этом «Известиям» рассказала главный редактор RT Маргарита Симоньян.
— Видеоагентство развилось из вашего проекта FreeVideo, в рамках которого RT бесплатно предоставляет телеканалам сюжеты и программы?
— Новое видеоагентство RT будет значительно шире проекта FreeVideo. Если FreeVideo — это онлайн-проект, куда выкладываются только те материалы, которые мы снимали для своих нужд, то новый проект будет работать как полноценное видеоагентство. Мы будем снимать видео специально для него, и готовить синхроны, и подбирать экспертов.
— Как изначально возникла идея запуска проекта FreeVideo?
— Во время войны в Южной Осетии практически все западные СМИ освещали происходящее очень однобоко: исключительно с позиции Грузии, а не России. Понятно, что кто-то был ангажирован, но кто-то ангажирован не был. На одной из международных конференций я разговаривала с руководителями нескольких европейских телестанций и спросила у них, почему во время войны в Южной Осетии их телеканалы показывали только Грузию, только Гори, только Тбилиси и не показывали ни страдания Цхинвала, ни беженцев. А они ответили: «Мы показывали то, что имели: у нас нет там своих корреспондентов, мы зависим от видео, которое нам предоставляют Reuters и APTN, и что они нам давали, то мы и показывали». Практически все западные, да и не только западные телеканалы сегодня «подсажены» на два агентства — Reuters и APTN (Associated Press Television News). Соответственно, картина мира, которая дается зрителям, это картина двух этих агентств. Эти агентства работают блестяще, но у них, как у всех, свои собственные представления о прекрасном. Но у нас был материал, и мы решили: «Почему бы его не раздать тем же телестанциям?». И в 2009 году мы создали проект Freevideo.rt.com, откуда телеканалы могут бесплатно скачивать видеоматериалы.
— Сколько телеканалов сейчас являются «клиентами» FreeVideo?
— Сейчас на него подписаны 12,5 тыс. телеканалов и агентств из 185 стран мира. Они берут наши материалы как чистое, еще несмонтированное видео, так и готовые сюжеты, документальные фильмы, которые уже были в эфире RT. На первом месте по скачиванию видео — США и Китай. Только CNN скачал более двух тысяч материалов за два года. Видео находится в открытом доступе для всех. Поэтому и российские телеканалы, если им это нужно, берут оттуда видео. Мы не можем запретить соотечественникам пользоваться услугой, которую открыли для иностранцев. Но как иновещателя, нас интересуют зарубежные рынки. Иностранные телеканалы берут наши материалы, переводят на свои языки, ставят в свой эфир, таким образом кратно увеличивая нашу аудиторию и доступ к нашей информации.
— Эту опосредованную аудиторию можно посчитать и учесть в рейтингах?
— Нет, ее невозможно посчитать — пришлось бы тратить на это дикое количество денег. Поэтому мы не включаем эту аудиторию в число наших зрителей, у нас просто нет денег на такие подсчеты. Мы отслеживаем, сколько телестанций подписаны на FreeVideo, мы имеем примерное представление о том, какая аудитория у этих телестанций. Но, конечно, у нас нет возможности отслеживать, какая именно аудитория была у выпуска, в который включили наш сюжет.
— Материалы нового видеоагентства RT будут платными?
— Как только оно выйдет на производственные мощности, новое агентство станет платным. Я думаю, это произойдет уже в следующем году.
— Кто возглавит новый проект?
— Руководить проектом будет мой первый заместитель Денис Трунов, который создавал телеканал RT America. Мы считаем RT America одним из наших самых успешных проектов. Денис Трунов поднял этот проект, теперь он будет запускать видеоагентство в Берлине.
— При подготовке материалов для агентства каналы RT будут обходиться имеющимися мощностями или штат будет расширен?
— Конечно, у берлинского агентства будет свой собственный штат. Также в разы увеличится корреспондентская и, главное, стрингерская сеть. Если сейчас мы, как телеканал, тоже полагаемся на картинку агентств — то после создания собственного агентства мы должны найти способы самостоятельно получать картинку из любой точки мира, причем сразу.
— Новые корпункты планируете открывать?
— Мы откроем несколько корпунктов, но в первую очередь будем рассчитывать на базу стрингеров и на договоренности и связи с уже существующими телестанциями в различных странах. В этом году мы планируем открыть корпункт в Китае, еще хотим открыть бюро в точках, которые сейчас у всех на слуху, например, Ирак и Афганистан.
— Систему измерений телерейтингов в каких странах вы считаете наиболее точной и объективной?
— Что российская система не до конца объективна, это очевидно. Сказать честно, и мировые тоже. Какая система измерений аудитории международных информационных каналов может быть объективной, если их смотрят, как правило, в гостиницах, а гостиницы вообще не участвуют в системе телеизмерений. Все телеизмерители ориентируются на домохозяйства. Мы в свое время отказались от услуг российской компании TNS Gallup Media, которая проводит исследование аудитории неэфирных каналов волнами. Мы увидели, что в одну волну у нас была одна аудитория, а в другую волну — в десять раз меньше. Стало понятно, что данные необъективны, нельзя так вырасти или так упасть за три месяца.
— Субсидии RT на 2012 год составили 11 млрд рублей, со следующего года запланировано снижении субсидий до 10,4 млрд рублей и 9,7 млрд в 2014 году. Как вы это переживете?
— Это очень плохо для нас, конечно. Очевидно, что с меньшим финансированием оставить все как есть, мы не можем, тем более что наши затраты растут. Они растут и из-за того, что бюджет мы получаем в рублях, а тратим в основном в валюте. Более 50% расходов составляют расходы на распространение. Поэтому нам придется закрывать какие-то проекты или выключать вещание на каких-то территориях.
— Доходы от деятельности нового видеоагентства, на которые может рассчитывать RT, не покроют разницу в субсидиях?
— Нет, я надеюсь, что через несколько лет эти доходы покроют расходы на существование самого агентства. Это же не бизнес. Мы даже юридически некоммерческая организация. Наша цель не зарабатывать, а делать мировую информационную картину более объективной. Это в каком-то смысле как Минобороны — можно и не тратить деньги на армию, войны же нет.
Источник: izvestia.ru