Национальная трасса глобального значения получает не просто центр управления, а программу развития. Администрация Северного морского пути – госучреждение, создаваемое во исполнение закона, – будет помимо организации судоходства и надзора за ним вести мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, составлять оптимальные маршруты, квалифицировать лоцманов, координировать поисковые и спасательные операции, следить за чистотой вверенной акватории. Обживание трассы начнётся со строительства новых станций и постов наблюдения, центров экстренного реагирования на сигналы бедствия.
Современная инфраструктура вдоль арктического побережья востребована газо- и нефтедобытчиками, перевозчиками, промысловиками, туристами. О необходимости её создания как важнейшей для страны задаче Владимир Путин говорил на Международном арктическом форуме в Архангельске в сентябре прошлого года. «Речь идёт о комплексном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий Российской Федерации, создание новых производств и рабочих мест. Севморпуть и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта. В наших планах – модернизация речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, обновление полярной авиации. Мы намерены существенно увеличить российский ледокольный флот».
Подготовленный правительством закон о Севморпути был в весеннюю сессию принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Кодификацией водного пространства, по которому проходит трасса, наша страна берёт на себя серьёзные международные обязательства. Судну под любым флагом гарантируется безопасность движения, ледокольное и лоцманское сопровождение, помощь в чрезвычайной ситуации, право пользования береговой инфраструктурой. В законе особо оговаривается защита природы Арктики. Для плавания по Севморпути от судовладельца или фрахтователя требуется финансовое обеспечение на случай возможного ущерба экологии региона.
По планам развития Сибири и Дальнего Востока Северный морской путь становится одной из главных магистралей страны. Он способен обеспечить не только любой грузопоток, но и максимальную скорость доставки. В прошлую летнюю навигацию танкер «Владимир Тихомиров» прошёл от Мурманска до Певека за рекордные семь с половиной суток.
Круглогодичная навигация, технически осуществимая уже сегодня, сделает трассу предпочтительной и для международных перевозок. Классический маршрут Роттердам–Иокогама через северные моря на треть короче, чем через Суэц и на порядок безопаснее.
Подсчитано, что грузопоток по Севморпути может увеличиться в ближайшие пять-семь лет в десять раз, а в перспективе – в двадцать, до 50 миллионов тонн в год.
Источник: file-rf.ru