Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР), созданный в декабре 1999 года, планирует инвестировать порядка 400–500 млн долларов в покупку российских рублей, которые затем будут размещены на депозитах в трех–четырех ведущих российских банках, сообщил исполнительный директор фонда Шахмар Мовсумов в понедельник.
«В настоящее время ведется подготовительная работа для инвестиций фонда в российские рубли. С этой целью были проведены встречи с российскими банками, в настоящее время ведутся переговоры для открытия счетов для проведения сделок по купле-продаже», – говорит Мовсумов, передает «Интерфакс». В дальнейшем, по его словам, ГНФАР планирует осуществлять инвестиции в покупку ценных бумаг, эмитированных в российских рублях.
В ГНФАР аккумулируются доходы от реализации нефти, от аренды госимущества и ряда других источников.
Впрочем, российские рубли являются не единственными активами для инвестирования фонда. ГНФАР инвестирует свои деньги также в турецкие лиры, австралийские доллары, золото и в акции зарубежных компаний.
Так, в июле 2012 года Госнефтефонд Азербайджана приобрел 800 млн турецких лир (400 млн долларов), которые были размещены в виде депозитов в ведущих банках Турции по ставке 8–10% годовых.
В июле фонд приобрел 200 млн австралийских долларов, которые были инвестированы в австралийские государственные облигации.
Скупать золото Госнефтефонд начал с 1 февраля этого года. По состоянию на 1 июля фондом уже приобретено 6847 кг золота (220 146 тройских унций). Стоимость этого золота составляет 343 млн долларов, что соответствует 1% инвестпортфеля фонда. «Золото в настоящий момент временно хранится в Лондоне в банках в виде краткосрочных золотых депозитов, осенью его планируется доставить в Азербайджан», – рассказал Мовсумов. Во втором полугодии ГНФАР планирует приобрести еще 7,5 тонн золота (240 тыс. унций), а в течение двух лет – 30 тонн золота.
В сентябре 2012 года Госнефтефонд планирует начать покупать акции различных зарубежных компаний, входящих в индекс MSCI World (Morgan Stanley Capital International World). В них будет инвестировано 600 млн долларов фонда. Он имеет право инвестировать в зарубежные акции до 5% средств фонда. На начальном этапе скупка акций будет вестись посредством иностранных менеджеров: UBS Global Asset Management и State Street Global Advisors.
Рубль в цене
В целом интерес азербайджанского фонда к российской валюте необычен. «На вопрос, являются ли подобные инвестиции в рублевые активы исключительными или нет, сложно ответить однозначно. В российских банках такие фонды, как, например, арабские, безусловно, деньги не хранят, но они вполне могли в свое время поучаствовать в размещениях крупных российских компаний вроде Сбербанка или Роснефти. Но там речь, конечно, не шла о 500 млн долларов», – говорит аналитик ТКБ «Капитал» Александр Ковалев.
«Скорее всего, рубли есть и в других подобных фондах, но их доля очень мала», – считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
Международные фонды чаще инвестируют не напрямую в российскую валюту, а в акции российских компаний. К примеру, стратегия шведского фонда EOS состоит в инвестировании в российские энергетические компании, указывает старший аналитик ЗАО «КапиталЪ Управление активами» Виктор Марков. Так, на сегодняшний день 78% активов шведского фонда приходится на российские распределительные сети: МРСК Волги (19,3% от портфеля), МРСК Урала (17,1%), МРСК Северо-Запада (14,6%), МРСК Центра и Приволжья (12,6%), Ленэнерго (5,1%), МРСК Сибири (4,2%), Холдинг МРСК (2,9%).
Помимо этих бумаг, указывает эксперт, фонд владеет акциями ФСК ЕЭС (1% от портфеля), ТГК-6 (2,1%),ТГК-9 (3,1%). Также значимую долю фонда занимает пакет акций Красноярской ГЭС, на него приходится 11% от стоимости портфеля. По состоянию на 19 июля чистые активы фонда EOS составляли 225,6 млн долларов.
Впрочем, доля вложений в рубли азербайджанского фонда невелика и не превысит 2% – это более чем скромная сумма с точки зрения риска, так что это просто одно из проявлений валютной диверсификации активов фонда, указывает Брагин.
Виктор Марков также считает, что Азербайджан оптимально диверсифицировал вложения в активы, распределив средства между основными финансовыми инструментами, уделив также внимание золоту, которое, по его мнению, по-прежнему остается привлекательным для инвестиций. «Рубль сегодня сохраняет инвестиционную привлекательность, поскольку доходность по депозитам и долговым инструментам существенно выше, чем по доллару, а учитывая существенную долговую нагрузку США, покупка доллара в перспективе выглядит небезопасно», – считает Марков.
Все или ничего
Однако некоторые эксперты считают, что неожиданная «любовь» Азербайджана к российской валюте крайне рискованна.
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов думает, что государственный нефтяной фонд Азербайджана придерживается довольно агрессивной тактики на рынке, старясь как можно активней преумножить средства фонда. В первом полугодии это удалось: активы ГНФАР выросли на 9,6% и достигли на 1 июля текущего года 32,7 млрд долларов. Дальнейшее рискованное распределение средств фонда говорит о том, что его управляющие придерживаются взгляда, что развитие кризиса близко к своей пиковой точке, пройдя которую, мировая экономика начнет показывать первые сигналы возможного восстановления, считает эксперт.
«Подобное развитие событий может спровоцировать рост стоимости товарных активов, что повлечет за собой укрепление сырьевых валют, в том числе и российского рубля. Этот сценарий позволит азербайджанскому фонду получить доходы не только в виде процентов по депозитам или роста курсовой стоимости акций, но и приплюсовать курсовую разницу, которая может образоваться в ходе укрепления рубля», – объясняет эксперт.
«Российская валюта в настоящий момент накопила мощный потенциал укрепления, который будет реализовываться в момент начала восстановления мировой экономики. Доллар же, напротив, в случае позитивного развития событий в глобальной экономике имеет все шансы ослабеть, поскольку игроки будут выходить из качества, покидая инструменты, номинированные в долларах США», – считает Алексей Козлов.
В случае успеха прибыль фонда обещает быть впечатляющей. Однако платой за возможность получить «всё» является высокий уровень риска, что для государственного фонда может быть чревато. «Именно поэтому специалисты российских Фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда не могут себе позволить применение подобной стратегии», – указывает Козлов.
Риски состоят в том, что Россия, как и Турция (в валюту которой азербайджанский фонд уже вложился), с точки зрения глобальных инвесторов входит в регион EMEA, при этом российская экономика имеет такой же ярко выраженный сырьевой (нефтяной) характер, как и азербайджанская экономика. «Поэтому если проблемы возникнут у Азербайджана, то с высокой вероятностью они возникнут и у России с Турцией», – указывает Александр Ковалев.
Но все же главная цель любого фонда благосостояния страны – экспортера сырья состоит в том, чтобы создать подушку безопасности на случай падения цен на основной продукт экспорта, в данном случае нефть, чтобы эти сбережения не обесценились, а страна не осталась без финансирования, напоминает Александр Ковалев.
«Ведь те же российские фонды, по крайней мере частично, несмотря на постоянную критику, размещены в гособлигациях США, которые являются одним из лучших активов в кризис», – указывает Ковалев.
Интересно, что золото, в которое также инвестирует азербайджанский фонд, в последнее время, говорит эксперт, воспринимается инвесторами как еще один рискованный актив, а не тихая гавань. «Остается пожелать управляющим азербайджанского фонда, чтобы кризис все-таки не случился. Тогда они могут неплохо заработать», – указывает он.
Главное – сохранить
У России есть два фонда: Резервный и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд фактически заменил собой Стабфонд. Но, в отличие от Стабфонда, источниками формирования Резервного фонда являются не только нефтяные, но и газовые доходы бюджета (от добычи и экспорта). Цель фонда – обеспечить выполнение государством расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Фонд национального благосостояния был создан в 2008 году для софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и покрытия дефицита Пенсионного фонда. На данный момент инвестполитика Резервного фонда и ФНБ крайне консервативна, ее главная цель – сохранить накопления, а не преумножить.
Однако российское руководство страны, в частности президент Владимир Путин, призывает постепенно переходить от консервативной политики к более рискованным инвестициям для повышения доходности двух фондов. Как писала газета ВЗГЛЯД, в 2013 году Резервный фонд и ФНБ передадут под управление Росфинагентства, которое получит право покупать на их средства акции разных компаний. На данный момент средства фондов (Резервного и ФНБ) разрешается инвестировать только в иностранную валюту, финансовые активы, долговые обязательства и депозиты.
Источник: vz.ru