Новости

Статья президента Казахстана.

Глобальный тренд социальной модернизации

Казахстан преодолел 20-летний рубеж.

Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности.

Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым.

Все это требует от государства выверенной социальной политики. И мне приходится постоянно держать социальные вопросы на контроле, постоянно к ним возвращаться.

В фокусе моего внимания – забота о каж­дом казахстанце.

И это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны.

За годы Независимости в Казахстане соз­дан крепкий фундамент социального государства.

Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран.

Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия.

27 январяя выступил в Парламенте с Посланием народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации.

В Послании-2012 мною были даны конкретные поручения Правительству – и государственный механизм заработал.

Однако я не удовлетворен темпами и качеством выполнения моего Послания.

Социальные вопросы нельзя откладывать «на потом».

А это в свою очередь требует ответа на вопросы: каким должно быть наше казах­станское общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед глобальными ветрами?

В чем наши нереализованные резервы и возможности? И что еще надо сделать, чтобы социальная политика стала устойчивой, созидательной?

Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия.

Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.

Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу.

И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.

Здесь не изобретается никакой специфической идеологии.

В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.

Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации.

Идея Общества Всеобщего Труда не придумана в заоблачной выси.

Это практическая, прагматическая идея. Она для меня тем более близка, что я начинал свой профессиональный путь, как хорошо знают казахстанцы, не в кабинете, не как «белый воротничок», не на паркете, а как рабочий-металлург. А это, скажу я вам, самая что ни на есть реальная профессия!

Эту трудовую школу забыть невозможно, сколько бы лет ни прошло.

Сегодня труд – как решающий национальный фактор в условиях XXIвека, в условиях глобальной конкуренции, – должен быть выдвинут на первый план.

Об этом говорят и простые казахстанцы, с которыми я совсем недавно встречался в Таразе, Усть-Каменогорске, других регионах.

Эти же идеи о необходимости поднятия авторитета человека труда я читаю в письмах казахстанцев, в откликах со всех уголков Казахстана на мое Послание и на выступление на XIX сессии Ассамблеи народа, где также акцент был сделан на задачи социальной модернизации.

Без преувеличения – тема достойного труда вызвала в казахстанском обществе самый широкий резонанс и поддержку.

Есть ли риски модернизационному процессу?

Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках. И это должны понимать не только государственные служащие всех рангов, но и все общество, весь народ, для которого социальная модернизация и осуществляется.

Первое.Мы должны учитывать, что экономическая и социальная модернизация должны идти максимально синхронно.

Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании казахстанцев. А это будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений.

Второе.Как показывает зарубежный опыт, процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества.

Третье. В Казахстане государство – инициатор и главная движущая сила процесса социальной модернизации.

Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан.

Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу.

А это значит, что иждивенчество недопустимо.

Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма.

Четвертое.Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм.

В его основе – извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов.

Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать», «делать деньги из воздуха» и т. п.

Доморощенное мещанство, помноженное на социальный инфантилизм, способно стать тормозом модернизации.

Пятое.Социальная модернизация в Казахстане происходит на фоне интеграционных процессов в рамках ЕЭП.

За годы независимого развития по ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и ушел дальше своих партнеров. Это касается пенсионной, банковской, кредитно-финансовой систем, ЖКХ, отчасти образования и здравоохранения, социальной защиты.

Мы в большей степени снизили уровень иждивенчества. Поэтому Казахстану как лидеру социальных реформ важно взять на себя инициативу и разработать целостную модель социальной модернизации, привлекательную для всех наших партнеров по евразийской интеграции.

Важно не просто учитывать все вызовы при выстраивании модернизационной политики, но и вырабатывать меры по преломлению ситуации.

Каждый человек, независимо от профессии и должности, должен спросить себя: что я сделал для того, чтобы побороть инерцию прежде всего в самом себе?



Социальная модернизация: цель, задачи, принципы

Послание-2012 дало мощный старт модернизационному процессу в социальной сфере. Однако на практике пока «вскрыт» только самый верхний пласт проблематики, требующей дальнейшего решения.

Поэтому важно определить единое понимание всего процесса социальной модернизации, которым все государственные органы должны руководствоваться. И это понимание должно, разумеется, быть доступным всему народу.

Я хочу поделиться своим видением.

Сегодня цель и смысл социальной модернизациисостоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости.

Какие главные задачи следует решить в рамках модернизационного процесса? Этот перечень может показаться сухим и длинным, но его следует обозначить.

• Целесообразно принять и ввести в действие справедливые законы и четкие правовые нормы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы социальных отношений.

• Предстоит разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения.

• Важно создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений.

• Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, «осовременить» институты граж­данского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан.

• Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий, как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной «обратной связи» государства и населения.

• Важно создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса – главных движущих сил инновационной экономики.

• Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством.

• Важный аспект модернизации – создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти.

Именно на решение этих задач должны быть сориентированы все госорганы.

* * *

Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться.

Во-первых, это принцип ЭВОЛЮЦИОННОСТИ.

Не должно быть никакого «забегания вперед». Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики.

Алгоритм модернизационного процесса должен базироваться на «подтягивании» отстающих сфер, регионов, отраслей, социальных групп к имеющимся стандартам и показателям социального развития.

Во-вторых, принцип ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации.

Для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен своему Отечеству. Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус и успех.

В-третьих, принцип ПАРТНЕРСКОГО УЧАС­ТИЯ.

Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача власти здесь в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности.

Именно в этом заключается подлинная справедливость.

Важно активно развивать социальное партнерство, создавать условия для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны, прежде всего, социальной сферы.

В-четвертых, принцип СТИМУЛИРОВАНИЯ.

Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддерж­ка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности.

Да, государство будет помогать там, где без этого не обойтись. Но то, что под силу сделать самому гражданину, должен сделать он сам.

И этосправедливо!

Еще раз подчеркну, сегодня глобальный тренд социального развития заключается в переходе к «обществу всеобщего труда». Поэтому выработка стимулов к честному труду, создание системы общественного поощрения трудовых дос­тижений – один из краеугольных вопросов социальной модернизации в Казахстане. Об этом мне не раз говорили при встречах казахстанцы.

В-пятых, принцип ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта.

Именно такое понимание задач и принципов следует положить в основу процесса социальной модернизации.



Конкретность и системность социальной модернизации

Социальная модернизация требует конкретного подхода, нацеленного на реально ощутимые, позитивные изменения в жизни всего общества, каждой казахстанской семьи и каждого казахстанца.

Социальная модернизация делается не для «государства вообще», она должна служить и приносить пользу каждому конкретному граж­данину.

Сегодня важны не просто «бездонные» финансовые вливания в социальную сферу.

Нужны конкретные меры законодательного, организационного, мировоззренческого, информационного воздействия на общественные отношения с целью освобождения их от изживших себя наслоений, а также ложных социальных ориентиров.

Модернизация станет успешной только в том случае, если, во-первых, будет реализовываться через Общенациональную концепцию и соответствующий план и, во-вторых, базироваться на реальных экономических достижениях, всецело связанных с форсированным индустриально-инновационным развитием.

Вне индустриально-инновационного развития никакая модернизация просто невозможна.

Это должен понимать каждый.

 

ПОРУЧЕНИЕ 1

Правительствусовместно с НДП «Нур Отан» до 1 апреля 2013 года разработать проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года, опирающейся на положение Стратегии «Казахстан-2030» и другие стратегические документы, совмещающей воп­рос развития казахстанской социальной системы и общества с задачами экономической модернизации.

Повестку дня социальной модернизации в Казахстане следует вести по пяти основным приоритетам.

1. Обновление социального законодательства

За годы Независимости в Казахстане создана масштабная база социального законодательства.

Все важнейшие сферы – образование, здравоохранение, культура, спорт, деятельность институтов гражданского общества и др. – регулируются специальными законодательными актами.

Кодифицировано трудовое законодательство, в правовых рамках действует система социальной защиты населения. Вместе с тем в социально-правовой системе имеются и проблемы.

Недостаточно задействованы резервы действующего в Казахстане социального законодательства.

Например, согласно Закону «Об образовании», уже 9 лет в стране действует Единое национальное тестирование. Его проведение вызывает неоднозначные оценки в обществе.

Ежегодно СМИ сообщают о нарушениях как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих участников ЕНТ. Причем острота вопроса только усиливается.

Одна из причин такой ситуации – в слабом правовом регулировании процедуры ЕНТ, осуществляемой лишь на основе утверждаемых министерством правил его проведения.

В то же время нет положений о правовой ответственности за препятствия работе комиссий по проведению ЕНТ, вмешательство в проведение тестирования со стороны родителей учащихся, педагогов, должностных лиц, использование при тестировании средств связи в целях подсказок экзаменуемым и т. д. А ведь такие факты имеются! Значит, такую ситуацию надо решительно исправлять.

Другой пример: в 2011 году был принят Закон «О медиации» – внесудебном рассмотрении споров и конфликтов. Однако практических мер по созданию общенациональной системы медиации пока не отмечается. Хотя резервы медиации могут быть использованы для нейтрализации трудовых конфликтов.

Ряд законов морально устарели либо декларативны и по этим причинам эффективно не регулируют отдельные сферы общественных отношений.

Закон «О профессиональных союзах» принят еще в 1993 году. В нем нет даже понятия о социальном партнерстве, механизме заключения и исполнения коллективных договоров и т. д. Поэтому не удивительно, что профсоюзные институты в Казахстане не всегда способны играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров.

Хорошо понимая ситуацию изнутри, я хочу сказать: чтобы рабочие чувствовали себя достойно, профсоюзное движение должно быть на высоте.

Декларативность присуща Закону «О государственной молодежной политике», принятому в 2004 году. Об этом я подробно сказал в ходе последней сессии Ассамблеи народа Казахстана.

Ряд законодательных норм не работают в связи с отсутствием подзаконных правовых актов, либо недостаточности контроля за их исполнением.

Например, в Трудовом кодексе есть норма об испытательном сроке для вновь принимаемых работников. Однако порою она доводится до абсурда. Нередка практика, когда молодые выпускники вузов в качестве «испытуемых» работают в течение установленного законодательством срока без оплаты труда, но при полной рабочей нагрузке и даже сверхурочно.

Более того, по завершении испытательного срока из 3–4 испытуемых лишь один зачисляется в штат, а остальные оказываются «за бортом».

Особенно этим увлекаются негосударственные учреждения и частные структуры, в том числе и филиалы крупных банков.

Но это же чистая эксплуатация нашей молодежи!

Однако ни одного случая этого явного нарушения трудового законодательства не вскрывается государственной инспекцией труда.

И это только несколько примеров. Я уверен, что практически каждая социальная отрасль обладает существенным резервом для повышения эффективности своей законодательной базы.

В связи с этим требуется тщательная ревизия социального законодательства на предмет его эффективности не только сейчас, но и на среднесрочную перспективу.

 

ПОРУЧЕНИЕ 2

Правительствусовместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» до конца 2012 года провести инвентаризацию национального законодательства в социальной сфере, разработать и внести проект Концепции его реформирования в соответствии с целями и задачами социальной модернизации.

 

К этой работе важно подключить все государственные органы, а также акимов регионов, которые должны внести конкретные предложения по усилению эффективности действующих законов и плановой разработке новых законов.

В частности, в рамках нового законодательства о молодежной политике, социальных трудовых местах важно создать механизмы «социальных лифтов» для молодых казахстанцев. Мы не можем оставить ситуацию с молодежью на самотек.

Требуется законодательство о Национальной системе профессиональной квалификации.

Казахстанскому обществу нужен закон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы.

Причем уже в период ближайшей сессии Парламента целесообразно рассмотреть наиболее востребованные законодательные акты. И надо взять за правило, что новые законы должны комплексно решать соответствующие вопросы, иметь прямое действие, соответствовать ожиданиям казахстанцев, делать жизнь народа проще и комфортнее, быть понятными и доступными для всех.

Депутаты обязаны существенно активизировать свою работу.

 

ПОРУЧЕНИЕ 3

Правительствусовместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» в срок до конца 2012 года разработать и внести на согласование глубоко проработанный проект Концептуального Плана законотворческой работы на весь период работы Парламента пятого созыва.

И всем этим обновление законодательства не ограничивается. Ниже сформулированы и другие поручения по конкретным законодательным актам в рамках приоритетов социальной модернизации.

 

2. Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений

Без сомнения, актуальнейшим вопросом социальной модернизации является создание эффективной модели социально-трудовых отношений.

На это всем госорганам и бизнес-сообществу следует обратить особое внимание.

а) Развитие сферы занятости

За два десятилетия Независимости сфера занятости претерпела колоссальные изменения. Численность занятого населения выросла более чем на 700 тыс. человек, достигнув 8,4 млн. человек.

Значительная часть населения в 90-е годы «прошла школу вынужденной безработицы».

Многие проявили способность к трудовой самоорганизации, самостоятельной смене трудовой квалификации, стали бизнесменами, в том числе и посредством целенаправленной поддержки со стороны государства.

Сегодня мы реализуем индустриально-инновационную программу.

Это вопрос номер один для будущего страны.

Создаются новые рабочие места. Но мы видим, что не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией.

Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию и идти на завод, на производство. И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и все критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно - ЗА-РА-БО-ТАТЬ!

В других странах люди едут на заработки далеко за границу и без всяких гарантий.А мы создаем рабочие места, строим новое производство в своей собственной стране. Поэтому надо ехать туда, где есть работа. Ведь мы же мобильный народ!

Из занятого населения 1/3 составляют так называемые «самозанятые».

Однако методика оценки их численности условна.

В этой категории есть владельцы частных подворий, имеющие скот (по сути, мелкие фермеры), частные извозчики на собственном автотранспорте, владельцы нескольких квартир, сдающие их в аренду. Значительную часть самозанятых составляют трудоспособные люди, имеющие непостоянную работу.

Поэтому сегодня важно реализовать меры, направленные на обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику. И эти меры должны учитывать перспективы развития инфраструктуры, объектов Карты индустриализации.

Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения.

 

ПОРУЧЕНИЕ 4

Министерству труда и социальной защиты населения РКдо 1 июля 2013 года:

– разработать методику соотнесения трудоспособного населения в группу самозанятых, адекватную реальной ситуации и перспективам сферы занятости;

совершенствовать методику определения уровня безработицы с учетом новой методики по определению самозанятого населения.

 

Важной частью работы по совершенствованию отношений в сфере занятости должно стать повышение правовой грамотности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Я хочу подчеркнуть: люди труда не должны быть в стороне от правовых вопросов.

Устраиваясь на работу, все должны вникать в каж­дую бумагу, какую они подписывают.

Принятие в 2007 году Трудового кодекса Респуб­лики Казахстан стало важным шагом на пути правового обеспечения всей сферы занятости. Однако многие эксперты отмечают сложность формулировок кодекса для восприятия широким кругом работников.

Полагаю, что для разрешения данной проб­лемы необходима, во-первых, организация правового всеобуча наемных работников, возможно, за счет средств работодателей. Во-вторых, массированная пропагандистская работа, издание комментирующих материалов, в доступной форме излагающих основы трудового законодательства.



ПОРУЧЕНИЕ 5

Министерству труда и социальной защиты населения РК:

до 1 декабря 2012 года проработать вопрос об организации, начиная с 2013 года, системы всеобуча работников основам трудового законодательства Республики Казахстан;

– разработать проект издания и распространения, в том числе через возможности Интернета и официальные сайты государственных органов, серии единых общенациональных справочников по основным положениям Трудового кодекса и других правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

 

b) Национальная система профессиональных квалификаций

Надо признать, что каждый человек, особенно молодой, хочет видеть свою перспективу в той или иной профессиональной области. Это абсолютно нормальное желание. Человек целеустремленно идет к вершине, когда ее видит.

Поэтому необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций (НСК), которая имеет не только нормативное значение, но и, по сути, является «дорожной картой» для каждой профессии.

НСК позволит «построить» профессиональные лифты по каждой специальности. При этом квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему.

Основы нормативной базы для создания НСК сформированы с внесением дополнений в Трудовой кодекс в 2010 году. Однако этот процесс надо ускорить.

Один из самых главных моментов в формирующейся национальной системе квалификаций заключается в том, что профессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, должны стать ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специалистов. Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами.

В условиях Единого экономического пространства, предусматривающего создание общего рынка трудовых ресурсов, важна координация деятельности по созданию национальных систем квалификаций в трех странах.

 

Поручение 6

Правительству РКдо 1 июля 2013 года:

– разработать и принять План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года;

– активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников ВУЗов и колледжей.

 

c) Профилактика, предупреждение и регулирование трудовых конфликтов

Сегодня в Казахстане недостаточно развиты механизмы регулирования, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов.

Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски.

Во-первых,сегодня надо усилить контроль и обеспечение безопасности труда на производстве.

Государственная инспекция по труду в соответствии с законодательством может осуществлять контроль по заявлению работников или в плановом порядке, предупредив работодателя за месяц вперед.

Актуальность и фактор внезапности при такой проверке теряется, что нередко дает работодателям лазейку создавать видимость соблюдения условий труда.

Такой порядок не соответствует требованиям ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Почему я говорю об этой проблеме? Это не просто технический вопрос. Это жизни людей!

Ведь в результате несчастных случаев, нарушений безопасности, отсутствия дисциплины страдают люди в самом трудоспособном возрасте. А у них есть семьи, дети. Поэтому здесь надо навести порядок.

Во-вторых,недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности.

Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный намеренным ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т. д.

В то же время ни в Трудовом, ни в Административном, ни в Уголовном кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц.

Принуждение к забастовке, как и несвоевременность выплаты заработной платы работникам, влечет штраф всего в размере 10–20 месячных расчетных показателей, а невыполнение обязательств по коллективному договору – штраф от 200 до 500 МРП.

 

ПОРУЧЕНИЕ 7

Правительству РК до конца 2012 годавнести предложения:

об изменениях и дополнениях в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ;

о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности;

об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.

 

В-третьих,необходимо выстроить эффективный многоуровневый механизм регулирования противоречий в сфере трудовых отношений.

В качестве основных причин трудовых конфликтов можно назвать две: первая – отчужденность работников от вопросов управления предприятия­ми, вторая – слабость механизмов внесудебного урегулирования споров и конфликтов.

Здесь надо использовать опыт ряда развитых стран, на предприятиях которых действуют производственные советы.

В них входят представители рабочих и персонала, а также профессиональных союзов. Как правило, на них решаются многие вопросы состояния и улучшения условий труда, рассматриваются различные социально-бытовые вопросы работников.

Следует отметить, что «народное IPO», которое даст возможность работникам стать миноритария­ми предприятий и компаний, также будет способствовать преодолению отчужденности рабочих и персонала.

Сейчас начался процесс непосредственного проведения «народного IPO», реализуются акции национальной компании «КазТрансОйл». И в этом вопросе не может быть какого-либо поверхностного подхода.

Правительству РКсовместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» надо провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев.

Сегодня надо усилить работу по созданию и использованию структур и процедур медиации, в том числе в сфере трудовых отношений.

Структуры медиации надо создавать в национальных и крупных частных компаниях. В США, Австралии и других странах до трети всех споров урегулируются до судебного вмешательства исключительно в рамках процедур медиации.

Со стороны государства сейчас важны инициативные шаги, которые позволят внедрить систему внесудебного разрешения споров и конфликтов, в том числе и в сфере социально-трудовых отношений.



ПОРУЧЕНИЕ 8

Правительству РКдо конца 2012 года:

– совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридичес­кого аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев;

– обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации;

– инициировать проведение Национальной конференции медиаторов в целях развития данного механизма внесудебного урегулирования споров и конфликтов.



- В-четвертых,необходимо провести модернизацию профсоюзных институтов.

Одним из основных партнеров государства в воп­росах совершенствования трудовых отношений выступают профсоюзы. Вместе с тем нынешний формат деятельности крупнейшего профцентра – Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК) не соответствует требованиям времени, так как он строится по отраслевому принципу «советского образца».

Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах. В нем неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение.

Поэтому сейчас требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, преж­де всего ФПК.



ПОРУЧЕНИЕ 9

Правительству РКдо конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработать законопроект о его изменениях.



3. Казахстанский стандарт качества жизни

Социальная модернизация в Казахстане, и я в этом убежден, должна быть прежде всего направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации.

Это тем более важно, что к 2020 году произойдет не только рост экономики, но и масштабное изменение социальной структуры. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. В структуре занятости доля квалифицированных специалистов также достигнет 40%.

Иными словами в стране формируется массовый средний класс.

Сегодня в Казахстане имеются потенциал и экономические предпосылки для того, чтобы установить определенные социальные стандарты качества жизни, в том числе гарантируемые государством.

При этом я хочу подчеркнуть, что каждому казахстанцу надо начать с себя: со своего дома, города и аула, задуматься о своем здоровье и образе жизни. Без этого никакое новое качество жизни не придет.

Каждый аул и город должен стать образцом чис­тоты, благоустроенности, порядка. А каждый казахстанец – трудолюбивым и бережливым хозяином, чтобы беречь и приумножать то, что у него есть.

Ведь почему, например, Европа живет богато? Потому что там с давних времен научились искусству бережливости. А у нас часто хотят друг другу, как говорится, пыль в глаза пускать. Какая уж тут бережливость!

В целях недопущения социальной маргинализации и последовательного повышения качества жизни целесообразно разработать соответствующее законодательство о социальных стандартах и гарантиях.

Такой закон в первую очередь должен содержать обоснованные минимальные ключевые параметры и индикаторы качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимума потребительской корзины на одного казахстанца и т. д.

Казахстанский стандарт качества жизни должен выполняться повсеместно – и в крупном городе, и в отдаленном ауле.

Следует повысить ответственность за выполнение параметров социального стандарта не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего в Казахстане.

И законодатели должны создать для этого соответствующие правовые рамки. Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои «законы». Поэтому важно законодательно определить степень ответственности должностных лиц, работодателей за нарушения данных стандартов.



ПОРУЧЕНИЕ 10

Правительству РКдо 1 июля 2013 года детально изучить и внести предложения по внед­рению минимальных социальных стандартов и гарантий.



a) Стандарт жилищных условий: доступность и комфорт

Жилье, дом, квартира – для каждого казахстанца – это первостепенный вопрос, это та прочная основа личной жизни и хорошего климата в семье, без которой благополучие и производительный труд просто невозможны.

Поэтому по моему поручению уже реализуются новые масштабные программы «Доступноежилье-2020» и «Модернизация ЖКХ».

Важно совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного жилья.

Надо стимулировать создание специализированных компаний по управлению государственным жилищным арендным фондом, а также обеспечить защиту прав долгосрочных арендаторов путем разработки типовых контрактов. Все договоры арендного найма должны быть прозрачными и понятными. Важно оптимизировать процесс сбора документов на получение арендного жилья.

Нужны новые импульсы для расширения объемов индивидуального жилищного строительства, особенно вокруг перспективных городских агломераций, моногородов.

Здесь возможно введение налоговых льгот, облегченные условия кредитования для тех, кто желает и в состоянии строить собственный дом.

Представляется необходимым создать и всемерно развивать систему страхования долевых вкладов в строительство жилья.

В рамках модернизации ЖКХ важно сформировать единую общенациональную базу данных о состоянии сетей и объектов коммунального сектора. В каждом регионе надо разработать планы по модернизации коммунальных сетей.

Акимы должны держать эту работу на пос­тоянном контроле. Нужно разработать и внед­рить гарантированные стандарты водоснабжения и канализации, подачи электроэнергии и тепла, а также других коммунальных услуг.

В Программу модернизации ЖКХ следует включить мероприятия по формированию «эффективного собственника».

Важно, чтобы каждый собственник квартир реально участвовал в процессе управления домами и ощущал выгоды от этой программы.



ПОРУЧЕНИЕ 11

Правительству РКдо конца 2012 года разработать и внести предложения по дальнейшему развитию рынка арендного жилья и стимулированию индивидуального жилищного строи­тельства.



b) Дальнейшие шаги по модернизации образовательной системы

В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана. И самое главное здесь то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети. Это волнует каждую семью.

Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.

Модернизация системы образования в Казах­стане целесообразна по трем главным направлениям:

1) оптимизация образовательных учреждений;

2) модернизация учебно-воспитательного процесса;

3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта – дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского.

При этом нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреж­дениями образования.

Система образования должна оставаться общенациональной.

Во-первых,надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования.

Во-вторых,надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные.

В-третьих,важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов.

Необходимо Правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опуб­ликования Пятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий.

Также следует провести ревизию всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем объединения или упразднения отдельных учреждений.

В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий.



ПОРУЧЕНИЕ 12

1. Правительству РКпродолжить работу по оптимизации числа вузов и отзыву лицензий у образовательных учреждений, не обеспечиваю­щих качественной подготовки кадров.

2. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством образования и науки,начиная с 2014 года, обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда.



Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Остро стоит вопрос недостаточности таких прие­мов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.

По существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «не интерес­ным», «запутанным».

Показательно, что в ходе ЕНТ в 2012 году многие претенденты на получение медали «Алтын белгi» «срезались» именно на «обидных» вопросах по отечественной истории.

В школьных курсах есть программы основ военной подготовки, обеспечения безопасности жизни, построенные во многом как реликты советской сис­темы образования.

В то же время нет инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня.

Где, например, такие актуальные предметы, как «Казахстанское право» (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), «Краеведение» (а ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма), «Акмеология», методики достижения личного успеха, социализации личности?

Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.

Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого – социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи.

Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс.

Актуальным остается вопрос о доступности образовательных услуг.

В этом плане необходимо развивать интерактивные формы дополнительного обучения.

Однако поставленная мною задача по развитию интерактивного образования, к сожалению, воспринята и реализуется узко. Использование интер­активных досок – это далеко не все интерактивное образование.

Современное онлайн-обучение должно включать проведение факультативных интерактивных курсов как в режиме непосредственного интернет-общения педагога и обучаемых, так и в форме специально разработанных интерактивных учебных программ и игр.

Естественную тягу «поколения-онлайн» к Интернету мы должны использовать и направлять в позитивное русло, организуя интерактивные олимпиады, учебные турниры и т. п.

Важным вопросом является расширение доступа к программе «Болашак» талантливой молодежи из всех регионов страны и особенно сельской местности.



ПОРУЧЕНИЕ 13

Министерству образования и науки РК:

начиная с 2013–2014 учебного года предусмотреть расширение использования интер­активных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения;

провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;

– внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение».



c) Модернизация здравоохранения и здоровый образ жизни

Для каждого казахстанца высшая ценность – его здоровье.

Поэтому все годы Независимости я уделяю прис­тальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на моем контроле.

В результате построено около 700 новых объектов здравоохранения, обновлен парк медицинского оборудования. Принят Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», реализуется Государственная программа «Саламатты Қазақстан».

За последние 10 лет на 25% увеличилась рож­даемость, на 11% снизилась общая смертность населения.

За это же время финансирование системы здравоохранения возросло более чем в 10 раз (с 1,9% в 2002 году до 3,1% от ВВП в 2011 году).

В стране создаются все условия для развития высоких медицинских технологий. В 2011 году осуществлено более 8 тыс. оперативных вмешательств на сердце. Функционирует около 180 телемедицинских центров.

В то же время только в 2011 году более 2 тыс. граждан обращались с жалобами на качество медицинской помощи, нарушение правил оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи в регионах.

Имеются случаи врачебных ошибок, ведущих к увечьям и гибели пациентов, судебных исков по данному поводу.

Необходимо повысить ответственность местных исполнительных органов за проведение эффективной политики здравоохранения, разработать меры по обеспечению правовой и финансовой защиты на случай возникновения врачебных ошибок.

С другой стороны, есть вопрос об ответственности за здоровье самих людей. Если бы казахстанцы, особенно мужчины, вовремя лечились, то их средний возраст жизни повысился. Однако многие халатно относятся к своему здоровью, по сути, не хотят быть здоровыми.

Свое личное здоровье надо формировать прежде всего самому человеку.И принимаемые государством меры будут иметь в тысячу раз больший эффект, если забота о здоровье станет делом каждой семьи.

Перспективный вопрос модернизации – развитие такой формы страховой медицины, при которой ответственность за здоровье разделяют три стороны: человек, его работодатель и государство.

Проблемным вопросом является регистрация в стране большого количества лекарственных средств. Необходимо принятие комплекса мер по повышению «лекарственной» грамотности населения.



ПОРУЧЕНИЕ 14

Правительству РК:

до 1 июля 2013 года проработать вопрос о введении обязательного страхования профессиональной ответственности врачей за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника;

до конца 2012 года внедрить действенные механизмы повышения уровня осведомленности населения в отношении применения лекарственных средств.



Каждый казахстанец должен понять, что без здорового образа жизни, без умеренного питания, без движения и спорта долго прожить невозможно.

Это суровая правда жизни. И если мы хотим, чтобы средняя продолжительность жизни в Казахстане была как в Европе, то надо задуматься о своем здоровье.

Следует последовательно создать условия для развития активного отдыха, физкультуры и массового спорта, в каждом населенном пункте, в том числе в сельской местности, а также в каждом учреждении и на предприятии. Надо расширять внеурочные занятия и секции физической культуры в учебных заведениях страны.



ПОРУЧЕНИЕ 15

1. Правительству РК до конца 2012 года обеспечить внедрение механизмов финансирования из внебюджетных средств внеурочных спортивных секций для школьников.

2. Правительству РК совместно с Агентством по делам спорта и физической культуры разработать новые формы сотрудничества с неправительственными организациями, общест­венными объединениями через систему государственного социального заказа.



Среди казахстанских болельщиков было позитивно воспринято участие Казахстана в Континентальной хоккейной лиге.

Каждая игра столичного «Барыса» вызывает общенародный резонанс. Мальчишки целыми классами идут на хоккей.

Эту практику надо расширять и на другие виды спорта.

Надо изучить возможности участия казахстанских команд в высших лигах чемпионатов зарубежных стран. Например, в футболе.

Но самое главное, еще раз повторюсь, – это личное отношение самого человека к своему здоровью и образу жизни.

Здесь заставить никого невозможно. Это должен быть осознанный личный выбор.

Сегодня также необходимо предложить модель новой эффективной системы развития Национальной лотереи.



ПОРУЧЕНИЕ 16

1. Агентству по делам спорта и физической культуры:

– предложить модель новой эффективной системы развития Национальной лотереи;

– внести предложения по расширению учас­тия казахстанских команд в высших лигах чемпионатов зарубежных стран (по разным видам спорта).

2. Агентству по делам спорта и физичес­кой культуры совместно с Министерством культуры и информации внести предложение о создании специализированного спортивного телевизионного канала.

3. Агентству по делам спорта и физической культуры совместно с Министерством образования и науки внести предложения по развитию студенческого и детско-юношеского спорта и создания студенческих и юношеских клубов накануне зимней Универсиады-2017 в Алматы.



d) Развитие системы социальной защиты и адаптации населения

Зримым результатом развития здравоохранения становится рост продолжительности жизни казахстанцев, а значит – увеличение числа людей пенсионного, но трудоспособного возраста.

Сейчас ряд стран пересматривает подходы к пенсионному обеспечению в сторону увеличения планки пенсионного возраста. Следует обратить внимание на несинхронность пенсионного возраста в странах – участницах ЕЭП.

Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения.

Это, в первую очередь, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, члены многодетных семей, лица предпенсионного возраста и т. д.

Причем главным подходом должна стать не опека государства, а создание таких условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру в себя, в свои возможности к социально полезному труду.

На этот счет необходимо специальное законодательство, например, о социальных рабочих местах.

Важно создать систему непатерналистской поддержки многодетных семей и женщин, воспитываю­щих несовершеннолетних детей.

А то у нас некоторые «шустрые» работодатели при приеме женщин на работу берут сразу два заявления – о приеме и об увольнении, на случай беременности. Это позор!



ПОРУЧЕНИЕ 17

1. Правительству РК до 1 сентября 2012 года:

– совместно с НДП «Нур Отан» проработать вопрос о разработке специального закона «О социальных рабочих местах»;

в двухмесячный срок совместно с Нацио­нальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК проработать вопросы о законодательной регламентации компенсаций родителям части расходов по оплате пребывания детей в детских садах, в зависимости от их числа в семье, предоставления женщинам, возобновляющим работу после отпуска по уходу за ребенком, возможности повысить квалификацию и получить новую востребованную специальность за государственный счет, внесении в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей и другие.

2. Правительству РК совместно с Советом по молодежной политике при Президенте РК:

– предусмотреть в Законе о внесении изменений в Закон РК «О государственной молодежной политике» правовое определение статуса молодого специалиста, минимума его социального пакета и другие вопросы;

до конца 2012 года разработать конкретные меры стимулирования и привлечения молодежи к получению технического и профессионального образования и участию в программе индустриализации.



Особое направление – создание эффективной сис­темы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, инициативному труду.

Я всегда подчеркивал и буду подчеркивать значение молодого поколения для будущего страны. Государство делает все для того, чтобы каждый молодой человек обязательно был востребован в своей стране.

Необходимо модернизировать закон о государственной молодежной политике. Нужны правовые нормы о гарантиях трудоустройства и социальном пакете для молодых специалистов, порядке организации молодежной практики.

Наша молодежь не должна жить иллюзиями. За пределами Казахстана нет рая. Нигде, ни в какой стране мира никогда нельзя получить все и сразу.

Надо трудиться и реализовывать свой потенциал в родном Казахстане.

Для этого государство создает и будет дальше создавать все условия.

Важно разработать меры стимулирования и привлечения широкого числа казахстанской молодежи к получению технического и профессионального образования и участию в программе индустриализации.

4. Информационно-культурная составляющая социальной модернизации

Социальная модернизация в Казахстане идет в глобальную информационную эпоху. Этот фактор следует обязательно учитывать.

Модернизационный процесс должен, во-первых, вести весь казахстанский социум в состояние информационного общества, что полностью укладывается в тренд развития мира. И, во-вторых, создать такую информационно-культурную среду, которая будет важным фактором неуклонного прогресса экономики, социальной системы и политики в Казахстане.

Информационные технологии в Казахстане развиваются рекордными темпами. Высокими темпами идет цифровизация информационного пространства – коммуникационных сетей и СМИ.

Количество интернет-пользователей только за 2011 год выросло в Казахстане более чем в 2 раза и достигло 8,7 млн. человек, то есть превысило половину населения страны. Практически Казахстан подошел к всеобщей компьютеризации общества.

Сегодня пришло время, с учетом все возрастаю­щей роли информационного фактора, разработать Государственную программу «Информационный Казахстан-2030», о которой я сказал в докладе на торжествах по случаю 20-летия Независимости страны.

Первое.В этом стратегическом документе важно поставить задачи практической реализации «электронного правительства».

Надо принять специальное законодательство об «электронном правительстве», разработать стандарты оказания государственных электронных услуг.

Необходимо расширять возможности использования информационных технологий на местном уровне.

Следует разработать трехуровневую типовую схему «электронного акимата»: область, город, район.

Также можно изучить возможности создания системы электронной оценки гражданами эффективности работы акимов всех уровней, местных чиновников и органов местного самоуправления.

Местные власти должны быть под самым прис­тальным вниманием общества!

Второе. Необходимо развивать инновационные формы доступа к интеллектуальной информации, радикально расширить фонд Казахской национальной электронной библиотеки.

По сути, это электронный мозг нации. Поэтому все книги, выпущенные по программе социально значимых изданий, следует включать в КазНЭБ. При этом надо продумать механизмы стимулирования размещения в ней книг, изданных в частном порядке.

Третье. Важным направлением программы должна стать модернизация отечественных СМИ. Сфера СМИ должна работать на основе четких стандартов национального Кодекса журналистской этики, а также юридических норм, ограждающих потребителя от искаженной и недостоверной информации.

Четвертое. Следует продолжать работу по продвижению глобальной информации о Казахстане с использованием самых современных информационных технологий. В частности, надо расширить географию информационных потоков из Казахстана на страны Восточной Азии и мусульманский мир.

Предметом нашей особой заботы должна стать настойчивая работа в информационном пространстве наших партнеров по ЕЭП и в целом на евразийском пространстве.

Нам важно донести до населения стран-парт­неров весь динамизм модернизационного процесса в Казахстане, сделав его притягательным примером в ЕЭП и СНГ.



ПОРУЧЕНИЕ 18

1. Правительству РК до конца 2012 года:

– разработать и внести проект Государственной программы «Информационный Казахстан-2030»;

– подготовить проект Закона «Об оказании государственных услуг в электронном формате»;

– приступить к формированию стандартов предоставления государственных услуг и сис­темы контроля за их исполнением;

– совместно с акимами областей, гг. Астаны и Алматы внести предложения по созданию трехуровневой типовой схемы «электронного акимата»: область, город, район.

2. Министерству культуры и информации РК:

в 2012–2013 годы обеспечить расширение фонда Казахской национальной электронной библиотеки;

– совместно с общественными объединениями журналистов разработать проект Кодекса журналистской этики;

– разработать План модернизации отечественных СМИ.



Новое качество должна обрести работа в сфере культуры. Ведь культура является существенным компонентом социальной модернизации, влияющим на формирование и развитие современного человека.

Имеет место парадоксальная ситуация.

В стране функционирует 40 республиканских и 8 тыс. областных учреждений культуры. Выделяются огромные средства. За годы Независимости в республике открыты 18 новых театров.

За последние 10 лет количество библиотек увеличилось на 579, музеев – на 58 и домов культуры – на 1,5 тыс.

В то же время уровень посещаемости учреждений культуры отстает от динамики развития этой сферы.

Я хочу обратить особое внимание творческой интеллигенции, что доля отечественной культурной продукции (кино, книги, театральные постановки, телепрограммы) социальной направленности, посвященной человеку труда, профессионалу своего дела остается недостаточной. Подрастающее и молодое поколение практически не имеет привлекательных примеров профессионализма и квалифицированного производительного труда. Культуре надо, наконец, повернуться лицом к современному человеку труда!

Недостаточным остается обмен между регионами информацией об их экономических и культурных достижениях.

В ХХI веке социальная занятость понимается намного шире, чем просто трудоустройство. Социальная занятость – это также массовые мероприятия, которые организуются при координации местных органов власти силами общества.

Есть богатый зарубежный опыт моделирования культурной жизни агломераций и мегаполисов развитых стран Европы, Америки, Азии – публичные велосипедные демонстрации, массовые шахматные турниры, городские марафоны, конкурсы национальных видов спорта, сельскохозяйственные праздники, карнавалы молодежных театров, детские турниры и многие другие, в общем-то, малозатратные мероприятия.

Поэтому я обращаюсь ко всем акимам:общественная, социальная жизнь должна развиваться посредством продуманных массовых позитивных мероприятий, которые укрепляют стабильность атмосферы в каждом отдельно взятом ауле, городе, райцентре, области.

Международный опыт самоорганизации горожан, жителей малых населенных пунктов, причем с самого раннего возраста, надо использовать для создания в Казахстане системы позитивных социальных мероприятий, что будет способствовать утверждению позитивной атмосферы в обществе.

В основе современных эффективных массовых культурно-развлекательных мероприятий – непосредственное участие в их организации и проведении самих граждан, НПО. Надо проработать вопрос о принятии специального закона о проведении массовых мероприятий, типовых правил для местных акиматов по их организации и проведению.

Хочу напомнить, что концепция проведения государственных и национальных праздников была принята в Казахстане ещё в 2001 году.

С тех пор появились новые государственные праздники – День столицы, День Первого Президента, День защитника Отечества. Изменился формат празднования Наурыза, Дня Конституции.

Появились новые профессиональные и иные праздники, например, мною выдвинута инициатива о Дне матери.



ПОРУЧЕНИЕ 19

1. Министерству культуры и информации РК:

– до 1 сентября 2012 года разработать и принять отраслевой пятилетний План модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам.

2. Правительству РК до конца 2012 года:

– разработать и внести в Парламент законопроект «О проведении массовых мероприятий»;

обновить концепцию празднования государственных, национальных, профессиональных и иных праздников в РК, разработать и утвердить типовые правила проведения массовых мероприятий;

– совместно с акимами гг. Астана, Алматы и областей усилить обмен информацией и культурными достижениями между областями, организовать регулярное проведение взаимных «недель областей», разработать модель проведения социальных массовых мероприятий.



5. Эффективная система государственного управления социальными процессами

Важной частью социальной модернизации является эффективная система государственного управления социальными процессами. И эта система должна работать не сама для себя, а для народа.

В настоящий момент вся структура государственных органов, координирующих и направляющих работу в социальной сфере, продолжает нести в себе глубокий отпечаток прежней модели.

Координация на уровне центральной исполнительной власти работы «социальных ведомств» достаточно слаба. У министерств и ведомств нет ясного понимания, как будет развиваться модернизационный процесс в рамках их отдельных отраслей.

Сегодня необходимо адекватно настроить систему управления социальными процессами.

Во-первых, вся работа по социальной модернизации должна строиться на единой плановой основе.

Во-вторых,представляется целесообразной законодательная регламентация гражданской службы.

Это касается более 1,5 млн. казахстанцев, в том числе 370 тыс. педагогов и 184 тыс. врачей и других медицинских работников. Они – главная сила модернизации. Их права и обязанности должны регулироваться на законодательном уровне. Без этого качественных изменений в системах образования и здравоохранения будет сложно добиться.

В-третьих,социальные процессы должны скрупулезно исследоваться.

Решения по социальным вопросам должны быть просчитаны, научно обоснованы, приниматься заблаговременно, т. е. до их перехода в плоскость социальных проблем и конфликтов. Поэтому надо настроить на адекватную работу государственные научно-экспертные структуры и оказать содействие развитию негосударственного аналитического сектора.

В-четвертых, следует изживать «кабинетный стиль» руководства социальными процессами.

Ответственные государственные чиновники должны проводить регулярные семинары руководителей всех уровней управления социальными процессами.

В-пятых, следует выстроить четкую вертикаль координации управленческих звеньев, задействованных в решении вопросов социальной модернизации.

В-шестых, система управления должна работать на основе принципа партнерства с неправительственным сектором. Государству важно создавать и поддерживать разнообразные площадки диалога, совместной организации массовых мероприятий.

И это должно быть на каждом уровне управления.



ПОРУЧЕНИЕ 20

Правительству РК:

до конца 2012 года разработать и внести комплексные предложения по повышению эффективности системы государственного управления социальными процессами, включая вопросы планирования, координации, аналитического сопровождения, партнерства с неправительственным сектором и др.;

до конца 2012 года изучить вопрос законодательной регламентации гражданской службы;

до 1 июля 2013 года разработать проект Общенационального плана социальной модернизации на период до 2016 года.






Сегодня я обращаюсь ко всем казахстанцам.

Мы отчетливо видим, как сквозь тернии мирового кризиса в ХХI век постепенно входит новый тренд –

ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО ТРУДА.

Утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом веке. Практическим вектором становится социальный реализм.

Поэтому наша социальная политика должна быть направлена на созидание конкурентоспособного и сильного ОБЩЕСТВА ВСЕОБЩЕГО ТРУДА.

Будем реалистами: на перспективу в XXIвеке только ТРУД может обеспечить всем казахстанцам БЛАГОСОСТОЯНИЕ и достижение нового КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.

Я абсолютно уверен, что казахстанцы поддержат политику социальной модернизации и, более того, – примут в ее реализации самое непосредственное

и заинтересованное участие.

Источник: kazpravda.kz

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также