Венесуэла стала мировым лидером по запасам нефти, обогнав Саудовскую Аравию, свидетельствуют данные британской компании BP. Но у президента Венесуэлы Уго Чавеса нет возможности разыграть этот козырь.
Доказанные запасы нефти в Венесуэле на конец 2011 года достигали 296,5 млрд баррелей (46,3 тонны), или 17,9% общемировых запасов, говорится в ежегодном «Стратегическом обзоре мировой энергетики», подготовленном компанией BP.
Саудовская Аравия на 31 декабря, по данным BP, располагала 265,4 млрд баррелей нефти, что больше, чем ресурсы всех 34 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – клуба самых развитых стран мира.
На третьем месте в мире по доказанным нефтяным запасам находится Канада с 175,2 млрд баррелей – это 11% от общемирового показателя. В России запасы нефти достигли 88,2 млрд баррелей, или 5,3% общемирового объема. В 2010 году этот показатель составлял 86,6 млн баррелей. При этом Россия остается крупнейшим мировым производителем нефти, передает «Интерфакс».
Мировые запасы нефти по итогам 2011 года выросли на 1,9% – до 1,65 трлн баррелей с пересмотренных 1,62 трлн баррелей в 2010 году. По подсчетам BP, этих запасов должно хватить на 54 года. Ближний Восток остается ведущим мировым регионом по объемам нефтяных запасов – 795 млрд баррелей, или 48,1%.
Мировые запасы газа в прошлом году выросли на 6,3%, до 208,4 трлн кубических метров, и их должно хватить более чем на 63 года. Добыча газа в мире выросла на 3,1%, до 3,276 трлн кубометров. Причем, по данным BP, США обогнали Россию по этому показателю, продемонстрировав увеличение добычи на 8% – до 651,3 млрд кубических метров. В то время как в России добыча выросла на 3%, до 607 млрд кубических метров.
Первое место в мире по доказанным запасам газа занимает Россия, чьи резервы выросли в прошлом году на 0,45%, до 44,6 трлн кубических метров, или 21,4% общемировых запасов. На втором месте – Иран с 33,1 трлн кубических метров (15,9%), на третьем – Катар с 25 трлн кубических метров и 12-процентной долей мировых запасов.
Запасы газа в Северной Америке в 2011 году выросли на 4,9% благодаря буму разработки сланцевых углеводородов – до 10,8 трлн кубических метров, США продемонстрировали рост запасов на 3,6%, до 8,5 трлн кубических метров, передает РИА «Новости».
Мировое потребление нефти выросло на 0,7%, составив 88 млн баррелей в день. Средняя цена за баррель нефти марки Brent в прошлом году выросла на 40% и составляла 111,26 доллара.
Президент Венесуэлы Уго Чавес, на этой неделе выдвинувший свою кандидатуру на третий срок, намерен увеличить нефтедобывающие мощности в стране более чем вдвое к 2019 году – до 6 млн баррелей в сутки. При этом Венесуэла настаивает на том, что цены на нефть на мировых рынках должны быть не ниже 100 долларов за баррель, в противном случае возникает угроза устойчивости нефтедобычи.
Впрочем, смена лидера не должна повлиять на расстановку сил на нефтяном рынке, считают эксперты. «Увеличение доказанных запасов нефти может оказать влияние на расстановку сил лишь в достаточно далеком будущем и при условии, что данный показатель других нефтедобывающих стран будет оставаться стабильным или будет снижаться. Рынок энергоносителей очень политизирован, увеличение рынка сбыта Каракаса выглядит крайне маловероятным в ближайшее время. Безусловно, в случае длительной блокировки Ираном Ормузского пролива спрос на венесуэльскую нефть будет расти, однако это не может длиться долго и не отразится на соотношении сил на рынке углеводородов на продолжительном отрезке времени», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов.
«Главный козырь на рынке нефти – это не объем запасов, а возможность политического лоббирования своих интересов. В этом смысле страны ОПЕК находятся вне конкуренции. У Венесуэлы лоббистские возможности пока невелики, – рассуждает директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто. – Цены по-прежнему диктует ОПЕК, и идет тонкая политическая борьба США и Саудовской Аравии. Планы Чавеса осуществимы, но к 2019 году, скорее всего, могут произойти технологические прорывы, например, в сфере добычи и транспортировки газа, или в технологии сланцевого газа, и это может девальвировать удвоение добычи. Технологическое первенство пока не за Венесуэлой».
Источник: Взгляд