Новости

Запад предпочитает подождать с переговорами до мартовских выборов в Иране, на которых решится судьба Махмуда Ахмадинежада.

Тегеран выразил желание обсудить свою ядерную проблему с шестеркой международных посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). Об этом заявил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи. Переговоры предлагается провести в Стамбуле. Соответствующее предложение ранее было отправлено верховному представителю ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон.

Предложение стало ответом иранской стороны на инициативу «шестерки» в октябре 2011 года возобновить переговоры при условии, что Тегеран сможет доказать мирный характер своей ядерной программы.

Кэтрин Эштон считает ответ Ирана хорошим знаком. Сейчас США и ЕС обсуждают, каким должен быть ответ. В аппарате верховного представителя отказались раскрыть содержание иранского письма, сославшись на тайну переговоров.

В настоящее время в Тегеране находится группа экспертов МАГАТЭ, они встречаются с иранским руководством. Цель визита — понять, есть ли всё же у иранцев военная ядерная программа или нет, и побудить Тегеран вернуться к переговорам с «шестеркой».

«Переговоры начались, но результаты их станут известны не раньше вечера вторника, поскольку тема очень деликатная и делать выводы заранее не стоит», — пояснили в МАГАТЭ.

Но и так понятно, что ожидать в ближайшее время каких-то прорывов не стоит, даже если переговоры «шестерки» и Тегерана начнутся. В первую очередь потому, что ситуация в самом Иране не предполагает такой возможности.

— Там очень сложное внутриполитическое положение, — говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. — 2 марта состоятся выборы в меджлис. Между президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и нынешним спикером меджлиса Али Лариджани идет очень жесткая борьба за власть. Причем Лариджани поддерживает верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.

В условиях борьбы между группами Ахмадинежада и Лариджани вопрос о судьбе иранской ядерной программы висит в воздухе, полагает Владимир Сажин. Если одна группа захочет пойти на уступки требованиям Запада, противники тут же объявят их предателями иранского народа. Так что до разрешения противоречий внутри иранской элиты — а это произойдет только после президентских выборов 2013 года — говорить об урегулировании ядерной проблемы не стоит.

— Сейчас Иран хочет ослабить давление на него и показать готовность к диалогу, — объясняет эксперт ПИР-Центра Иван Трушкин. — Еще несколько месяцев назад можно было сказать, что Иран сам дирижирует переговорами, а теперь инициатива благодаря санкциям перешла к Западу.

Если даже переговоры начнутся, это еще не означает их успешного исхода.

— Последние несколько этапов переговоров заканчивались ничем, потому что Иран готов был говорить обо всем, кроме ядерной программы, — напоминает Владимир Сажин. — Да и сейчас предложение «шестерки» было послано четыре месяца назад, а ответил на него Тегеран только в феврале, после ужесточения санкций.

Наряду с высказыванием намерений возобновить переговоры Тегеран продолжает демонстрировать силу. Сейчас в Средиземном море находятся несколько кораблей 18-го иранского флота. Кроме того, Исламская Республика всё же сыграла на опережение и остановила поставки нефти британским и французским компаниям. Правда, объемы закупок этими странами иранских углеводородов незначительны, порядка 2% от объема добычи.

— То, что делает Иран, — зеркальное отражение действий Запада, — полагает Владимир Сажин. — Но иранцы делают это карикатурно. Несколько эсминцев несопоставимы с двумя-тремя авианесущими флотскими группами США в Персидском заливе плюс ВМФ Великобритании и Франции.

Санкции тоже несопоставимы. Если ЕС прекратит закупку нефти в Иране, это лишит Тегеран примерно $20 млрд в год и создаст трудности со сбытом нефти в других странах.

Источник: izvestia.ru

 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также