Президент Медведев исполнил свое обещание и вторично посетил журфак МГУ. Он выразил готовность в будущем вновь баллотироваться в президенты, призвал оставить за государством только один телеканал, посочувствовал Ходорковскому и сказал, что желающих уехать из России насильно задерживать не станут.
В среду, в Татьянин день, президент Медведев приехал на факультет журналистики МГУ на Моховой улице пообщаться со студентами – в аудитории его ждали около 200 будущих журналистов. Как рассказал ИТАР-ТАСС почетный президент журфака Ясен Засурский, те несколько студентов, которые публично выражали недовольство приездом главы государства 20 октября, на этот раз получили особые приглашения.
Как и первая, встреча прошла в формате «академического часа». Медведев сам регулировал ход беседы. Глава государства предложил обсудить законодательное регулирование работы журналистов, напомнив, что закон о СМИ принят давно и некоторые его критиковали. «Однако он действует достаточно давно и действует достаточно неплохо, – сказал президент. – Я спрашивал у журналистской корпорации, как они к этому относятся, и они ответили: «Лучше ничего не трогать». Президент также предложил поговорить о работе онлайн-СМИ, чье «влияние нам до конца не понятно».
«Из политики не уйду»
Однако студенты начали расспрашивать главу государства о президентских выборах. Отвечая на вопрос о своем политическом будущем, Медведев не исключил, что может вновь баллотироваться на высший пост. «Я никогда не говорил, что вообще больше не буду баллотироваться. Я напомню, что мне всего 46 лет. Это не такой еще серьезный возраст, чтобы отказываться от дальнейших политических баталий. Но в этот раз я действительно решил не баллотироваться», – сказал Медведев.
Напомним, на сентябрьском съезде партии «Единая Россия» президент предложил кандидатуру премьер-министра Владимира Путина на должность главы государства. Путин согласился и в случае победы пообещал предложить кандидатуру Медведева на должность председателя правительства. Медведев дал понять, что готов взяться за эту работу.
Медведев дал понять студентам, что решение о рокировке принял из соображений целесообразности, «потому что считал, что два человека, представляющих одну политическую силу, не должны толкаться локтями, должен двигаться тот, у кого в настоящий момент, может быть, шансов победить несколько больше. «Так это или нет, покажут мартовские выборы», – уверен глава государства.
Он добавил, что в случае если Путин победит на выборах, то, «весьма вероятно, я действительно стану председателем правительства». «Если у него это не получится, то я буду со спокойной совестью дальше работать на благо своего Отечества, – продолжил президент. – Где? Не знаю. Но я из политики не уйду».
По словам Медведева, если он не получит «соответствующей должности», то «никакой трагедии для меня не будет». «Если бы я боялся остаться без работы или страшно хотел бы продолжить работу в должности президента, то я не поступил бы так, как я поступил. Для меня власть всегда была вторичной в моей жизни», – признался Медведев.
Однако он оговорился, что «это не значит, что власть для меня неинтересна». «Но даже когда я приехал в Москву, я понимал, что рано или поздно это закончится и я буду жить нормальной человеческой жизнью. Очень рассчитываю, что когда-нибудь это случится, потому что могу вам сказать, что это довольно сложная жизнь, которая требует постоянной, 24-часовой мобилизации и работы на износ. И я бы не отказался отдохнуть, но делать пока этого не собираюсь», – пояснил глава государства.
«Не хочу надувать никого»
В аудитории поинтересовались мнением Медведева о митингах оппозиции, прошедших в знак протеста против нарушений на декабрьских выборах в Госдуму, а также о судебных исках, поданных наблюдателями по итогам выборов. Президент назвал прошедшие думские выборы самыми чистыми в новейшей истории России. «У меня есть опыт наблюдения за выборами начиная с 1991 года. Сколько бы ни критиковали эти выборы в Госдуму, а там были, безусловно, нарушения, а в некоторых случаях, может быть, и вопиющие нарушения, это, тем не менее, самые чистые выборы за всю нашу историю. Вот так», – ответил Медведев.
«Я самым внимательным образом слежу за тем, каким образом происходит расследование всех обстоятельств, связанных с выборами», – отметил Медведев, добавив, что в России в этой сфере «далеко не стерильная ситуация» ровно потому, что в стране «растущая, развивающаяся демократия и политическая система».
Медведев допустил, что среди участников митингов оппозиции в Москве были его сторонники, недовольные его решением не баллотироваться на второй срок.
«Я не могу это напрямую связывать с отказом баллотироваться, но, наверное, я допускаю, что среди тех, кто приходил на Болотную и на Сахарова, были люди, которые, может быть, хотели других раскладов, в том числе и моего участия в выборах президента. Я это вполне допускаю. Это нормально», – сказал Медведев.
Один из студентов спросил, кого из представителей внесистемной оппозиции, в том числе «Навального, Кашина, Рыжкова, Акунина и других», президент считает лидером, а кого – самым опасным оппонентом. Глава государства ответил, что некоторые представители внесистемной оппозиции могут создать свои партии, но свою состоятельность они должны доказать.
«Я думаю, что часть из людей, которых вы называли, имеют все шансы создать свои партии и продвигать свои ценности, и сражаться за эти ценности, не щадя своего живота», – заявил Медведев, призвав не забывать, что он, помимо того что является главой государства, представляет и определенные политические силы. «Я не хочу «надувать» никого из названных вами людей – кто наиболее сильный, кто может составить конкуренцию власти. Пусть докажут это», – сказал Медведев.
Более того, Медведев выразил готовность к встрече с любыми представителями оппозиции. «Что касается того, чтобы с кем-то объясняться, вы знаете, я в этой жизни ничего не боюсь, именно потому что работаю президентом. Я могу объясняться с кем угодно, но специально идти и объясняться с людьми на митингах, которые посвящены итогам выборов или еще чему-то, я не буду», – сказал Медведев.
Вместе с тем он продолжил: «Если кому-то нужно что-то мне сказать, я готов с ним встретиться без всяких проблем и объясниться, в том числе и с представителями тех людей, которые выходят на эти митинги, любыми представителями, системными, несистемными».
Медведев выразил мнение, что на митинги значительная часть людей вышли потому, что они считают, что «государство не проявляет к ним в должной степени уважения». «Мне кажется, такие люди составляют там большинство, и именно поэтому государство должно считаться с теми людьми, которые выходят на различные митинги, будь то Болотная, Сахарова или же митинги других партий, системных оппозиций, несистемных оппозиций», – сказал Медведев.
У президента спросили про недавний скандал с представителями оппозиции, приходившими на прием к новому послу США в России Майклу Макфолу. Медведев надеется, что посол будет работать с учетом специфики России.
«В предварительном порядке мой коллега Барак Обама согласовывал эту фигуру со мной неформально. Пусть занимается, я надеюсь, что у него (у посла) все получится, но, конечно, он должен понимать, что он работает в РФ, а не в США, у нашей страны есть своя специфика, равно как и у каждого посла есть свой мандат», – сказал Медведев, добавив, что «все остальное оставляю без комментариев, как и походы различных наших политических сил к послу, это их дело, пусть они сами для себя выбирают свое счастье».
«Революции стране не нужны»
Медведев не видит оснований для революций в России. «Очень не хотелось бы, чтобы события развивались по революционному или иному экстремальному сценарию, – заявил он. – Но, честно говоря, я и не вижу для этого достаточных предпосылок».
По его словам, к текущей политической ситуации у него «более спокойное отношение» в силу жизненного опыта. Он напомнил о бурных событиях 89-го, 91-го и 93-го годов. «Сегодня тоже есть волнения, и, может быть, в этом смысле я не могу быть вполне доволен тем, что сделал за последние четыре года, – признался Медведев. – Но я уверен, что никакие революции нашей стране не нужны».
На встрече речь зашла о политической реформе, которая началась с подачи главы государства. Как передает РИА «Новости», Медведев подтвердил, что изменения готовились достаточно давно, а сама идея их внесения возникла еще год назад, когда у него возникло ощущение, «что нам нужно добавить воздуха в нашу политическую систему».
По словам Медведева, еще несколько лет назад он счел, что в России должно быть именно такое законодательство, потому что «у нас должны сложиться крепкие, сильные партии, а не живопырки, которые в огромном количестве участвуют в выборах». «Но сейчас очевидно, что такие правила уже не действуют. Это касается и других вопросов: и выборов президента, и порядка голосования в наш парламент. Ровно поэтому я в декабре и внес все эти предложения по изменению нашей политической системы», – сказал президент.
Напомним, что в своем послании к Федеральному собранию Медведев предложил упростить процедуру регистрации политических партий, вернуть прямые выборы губернаторов и сократить число подписей, необходимых при регистрации кандидатов в президенты. Недавно в Госдуму Медведев внес законопроект по губернаторским выборам. В оппозиции связали изменения политсистемы с акциями протеста.
«Не умеют общаться с населением»
Медведев не считает, что консультации партий с президентом по кандидатурам губернаторов должны носить обязательный характер, но полагает, что в определенных ситуациях они могут потребоваться. Он напомнил, что в законопроекте о выборах губернаторов предусмотрена также возможность самовыдвижения без консультаций с президентом.
Он пояснил, что решил вернуть выборы глав регионов около года назад, так как пришел к выводу, что губернаторы, зависящие от президента, не зависят от народа. «Я просто стал смотреть на тех, кого даже я назначал, как вы говорите, или представлял. Они многие хорошие менеджеры, толковые люди, но они абсолютно не умеют общаться со своим населением, со своими людьми и в значительной мере ориентируются на другие приоритеты», – заявил Медведев.
По его словам, «исходя из того, что у нас очень сложная страна, федеративная страна, которая пережила и проблемы сепаратизма, и естественные проблемы роста, когда нас, по сути, в разные стороны разбрасывало центробежными силами в 90-е годы, я считал за благо, что все эти вопросы, по сути, действительно решаются президентом и законодательным органом».
«В какой-то момент я сам начал понимать, что вот это желание собрать страну и сделать так, чтобы все исполнительные органы работали в едином, что называется, порыве, не занимались популизмом, чтобы они не занимались продвижением каких-то своих мелких групповых или иных корыстных интересов, что эта схема не работает», – рассказал он.
Кроме этого, он выразил желание, чтобы большинство референдумов в будущем стали электронными. «Сейчас это довольно сложная, громоздкая процедура, и надо подумать о ее изменении. Но в будущем с учетом развития электронных средств коммуникации я уверен, что большинство референдумов станут электронными», – сказал Медведев, отметив, что для этого в электронных средствах коммуникации должны появиться средства верификации, «чтобы было понятно, что ваш голос не украли и не фальсифицировали».
«Не на деньги олигархов»
Значительная часть встречи была посвящена работе прессы. Медведев впервые призвал оставить в России лишь один государственный телеканал. «Я считаю, это моя точка зрения, что у государства должен быть один сильный полноценный канал, через который государство может доводить свою точку зрения», – заявил Медведев, добавив, что и в этом случае цензуры не должно быть.
Сейчас, по его словам, в России есть определенное давление на СМИ, но не жесткая цензура. «Я с вами могу согласиться в том, что на средства массовой информации очень часто оказывают давление. Но это не значит, что у нас в стране какая-то разнузданная цензура», – заявил Медведев.
В качестве возможного решения проблемы президент предлагает создание разных СМИ. «У нас слишком много государственных средств массовой информации. Если говорить о каналах, то, помимо двух формальных государственных телеканалов – Первого канала и ВГТРК, – есть НТВ, которое принадлежит Газпрому, и огромное количество региональных каналов, контролируемых местными начальниками», – продолжил Медведев.
«Идея общественного телевидения поэтому должна быть в нашей стране возрождена, – подчеркнул Медведев. – Вопрос только в том, на какой основе». «За счет чего будет существовать это СМИ? Надо определить другой, негосударственный источник финансирования, сейчас прорабатывается вариант, что в результате это телевидение будет существовать на независимый источник», – подчеркнул он. «Но не на деньги олигархов», – добавил президент, вспомнив 90-е годы, «когда один канал «мочил» другой».
«Сами понимаете, о ком я говорю»
На встрече Медведев заявил о желании «закончить полосу отчуждения» в отношениях между Россией и Грузией. «Мы абсолютно готовы к тому, чтобы восстановить дипломатические отношения, это же не мы их порвали. У меня есть только один человек, с которым я не хотел бы иметь дела, – вы сами понимаете, о ком я говорю, я с ним и встречаться не буду, и руки ему протягивать не буду», – сказал Медведев.
Что касается всех остальных политических деятелей и грузинского народа в целом, то, по словам Медведева, ему бы очень хотелось, «чтобы полоса отчуждения как можно быстрее закончилась». «За последнее время мы запустили авиатранспортное сообщение, сейчас в рамках присоединения России к ВТО, я думаю, будет более энергичный обмен товарами, значит, и человеческое общение нужно упрощать. Но необходимо, чтобы было встречное действие со стороны грузинских властей», – заявил Медведев.
Касаясь отношений с дальним зарубежьем, Медведев не исключил, что проблема противоракетной обороны (ПРО) в российско-американских отношениях в 2018 году обострится. «Это проблема, которая останется в долгосрочной перспективе и, скорее всего, обострится в 2018–2020 годах», – заявил он, признав, что это тема, «по которой у нас есть существенные расхождения». «Нам небезразлично, как реагируют на наш ядерный потенциал», – отметил он. В то же время Медведев назвал хорошими нынешние отношения между Россией и США. «Они хорошие, и это помогло решить ряд серьезных проблем», – сказал он.
Субъективное помилование
Речь зашла и о судьбе наиболее известных российских заключенных. Медведев готов рассмотреть прошение о помиловании по делу Таисии Осиповой, если оно последует. «То, что по приговору суда мать, у которой есть дочь, получила 10 лет, – это много, даже если она виновата», – отметил президент, оговорившись, что это его субъективное мнение.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, жительница Смоленска Таисия Осипова, у которой есть пятилетний ребенок, осуждена на 10 лет колонии за хранение наркотиков. По данным СМИ, Осипова является женой члена исполкома «Другой России». Оппозиционеры утверждают, что ее арест связан с политической деятельностью мужа, МВД это отрицает.
Еще Медведев не сомневается в том, что расследование уголовного дела о нападении на журналиста Олега Кашина будет доведено до конца. «Некоторое время назад мне был доложен круг лиц, подозреваемых в совершении этого преступления», – сообщил Медведев студентам. Он напомнил о своем обещании Кашину, «что это дело будет доведено до конца, я в этом нисколько не сомневаюсь».
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, нападение на журналиста газеты «Коммерсант» Олега Кашина было совершено 6 ноября 2010 года. Он был жестоко избит двумя неизвестными около своего дома на Пятницкой улице в Москве. По факту нападения расследуется уголовное дело по статье «Покушение на убийство группой лиц». Приоритетной версией причин нападения СКП называет профессиональную деятельность журналиста. Дело находится на контроле генпрокурора и главы МВД. Сам журналист высказывал сомнения, что следствию удастся найти и наказать нападавших.
Отвечая на вопрос о судьбе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, Медведев выразил тому свое сочувствие, но пока приговор остается в силе, то, по его мнению, бизнесмен виновен. Экс-глава ЮКОСа Ходорковский и его бизнес-партнер Платон Лебедев осуждены за хищение 200 млн тонн нефти и отмывание денег.
«Что касается его судьбы: у него печальная судьба, и я ему сочувствую. В то же время я неоднократно свою позицию заявлял, эта позиция не может быть другой, другой позиции президент придерживаться в принципе не имеет права: до тех пор пока приговоры в отношении Ходорковского остаются в силе, он считается виновным в совершенном им преступлении», – сказал Медведев, подчеркнув, что это единственно правильная позиция его как президента России. «Прошу понять меня правильно», – добавил Медведев.
«В самолете читаю Гоголя и Чехова»
Медведев признался студентам, что с удовольствием читает книги не только классических русских писателей: Чехова, Гоголя, – но и современных зарубежных, например Стига Ларссона. «В самолете читал Гоголя и Чехова с огромным удовольствием, особенно Чехова, которого давно не перечитывал. В школьные годы он был моим любимым писателем», – сказал Медведев, уточнив, что с появлением iPad (планшетный компьютер) у него появилась возможность читать пять–семь книг одновременно. По его словам, он прочел пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», а параллельно с ними – книгу Ларссона «Девушка с татуировкой дракона».
Медведев признал, что из России продолжается «утечка мозгов», однако никого насильно удерживать здесь не станут.
«Мы очень долгое время боролись за то, чтобы, если есть желание куда-то уехать, его можно было бы реализовать. Если есть желание уехать – езжайте», – заявил Медведев. Таким образом президент прокомментировал слова одной из студенток-отличниц, которая сказала, что рассматривает возможность эмиграции, и поинтересовалась, что власти планируют делать для того, чтобы предотвращать «утечку мозгов», передает РИА «Новости».
Глава государства пояснил свою точку зрения на собственном примере.
«У меня в дипломе была одна четверка, но я никуда не уехал. Хотя в тот период, когда я заканчивал (вуз), тоже можно было куда-то отвалить, как минимум поучиться, а впоследствии остаться, работать за границей, быть юристом. И сделал это по совершенно определенной причине: я хочу работать в своей стране, со всеми ее издержками, проблемами, недостатками. Мне кажется, это (эмиграция) вопрос личного решения», – сказал Медведев.
В конце встречи Медведев признался, что ему понравилось общаться со студентами. «Мне было безмерно интересно с вами общаться», – сказал он, отметив, что «ничего сверхъестественного не услышал». «Мне часто задают такие вопросы, но то, как вы их задавали – уверенно, спокойно, невзирая на лица и авторитеты, и в то же время в корректной форме – для наших журналистов и для нашей страны очень важно», – подчеркнул президент и отметил, что у студентов МГУ «присутствует культура общения».
Источник: ВЗГЛЯД