После неформальной встречи группы писателей с Владимиром Путиным я давал короткое интервью радиостанции «Эхо Москвы» и сказал там следующее: «... Я призвал бы людей не раздувать истерику вокруг коррупции. Потому что последний год это перешло уже все разумные рамки. Не коррупция, а истерика вокруг коррупции. Коррупция есть везде. Она есть и в Китае, хотя за это там расстреливают, она есть и в Америке, только она другого уровня... Коррупционные скандалы в Америке возникают ровно тогда, когда это нужно определенным людям... Я точно так же, начиная с какого-то времени, когда пошло большое количество информации про коррупцию... точно так же кипел и бурлил от негодования и думал – как же так? Потом я увидел одну очень опасную вещь. Я увидел, что это негодование начинает раздуваться, начинает превращаться в определенную истерию, следствием которой дальше может быть тот хаос, который сейчас мы видим в Египте, который мы видим в Ливии. Потому что если вы думаете, что геополитика куда-то исчезла, если вы думаете, что исчезло желание одних стран доминировать над другими и устанавливать свои правила игры, это не так, и это все существует. И то, что на эти кнопки начинают давить, а мы, как лохи, на это ведемся и начинаем тоже кричать: «Давайте сейчас выйдем с транспарантами, долой, победим коррупцию»... Ее никто не победит. В худшем случае, если это случится, мы победим до конца только свою собственную страну... Пока есть что пилить, пока есть нефтяные деньги, пока есть эта халява... С этим ничего не сделаешь, к сожалению... Кого куда ни поставьте, все равно это будет происходить, потому что за всеми не уследишь.
– Вы голосовать пойдете?
– Да.
– За кого?
– На парламентских выборах – за КПРФ.
– А на президентских?
– За Владимира Владимировича Путина».
Эта короткая цитата разошлась по интернету с негативными комментариями и даже попала в замечательный «Дерьмометр» сайта «Грани.ру», изучив содержание которого, я пришел к выводу, что попасть там в «Дерьмометр» – это большая честь.
Я не реагировал бы на комментарии, если бы не получил послание от приятного человека, с которым год назад общался на читательской встрече в Бруклине. Вот его запись (привожу в сокращении).
01 октября 2011, 08:35
Прослушав «Блог-аут» с участием Павла Санаева, я, честно говоря, расстроился. И даже весьма. Дорогой Павел Владимирович, мне хотелось бы понять, что вы имели в виду, говоря о «коррупции» в США и других странах, выражаемой в «разбомбить страну и за откаты поделить между собой какие-то контракты». А ещё мне хотелось бы понять, почему, если вы считаете Америку такой сверхкоррумпированной страной, вы приезжаете сюда с выступлениями и показами собственных фильмов. Одновременно считать страну коррумпированной и пытаться застолбить в ней своё присутствие – как-то непоследовательно, по-моему.
Вы предостерегаете от «излишней истерики относительно коррупции» под предлогом того, что если продолжать эту истерику, то Россия превратится в Египет. А не думаете ли вы, что Египет стал Египтом в нынешнем смысле слова именно из-за того, что тамошние власти тоже призывали 30 лет «не раскачивать лодку, не истерить» и т.д.? Более того, в своём бесстыдстве египетские власти не то что превзошли даже российские, они, по многим мнениям, побили все мировые рекорды в этой самой категории. Некоторые организации признали выборы прошлого декабря, когда «Единый Еги..», простите, «Национальная демократическая партия» Мубарака поимела 81% голосов в парламенте страны, а ни одна другая партия, ни исламская, ни либеральная не получила даже «проходных» пяти (российской Думе, как видим, есть ещё куда «двигаться»), самыми жульническими в истории. Чем кончилось спустя пару месяцев – все знают. Крайне сомневаюсь, что вы хотите такой участи вашей стране, но, боюсь, по факту вы её своей позицией делаете не менее, а более вероятной. В США даже «Энрон» и «Леман Бразерс» могут пойти ко дну; а вот в России, ради «нераскачивания лодки», обвинять в проблемах считается нормальным не тех, кто ворует, а тех, кто это вскрывает.
Алекс Якубсон, переводчик из Нью Йорка.
В ответ на это искреннее послание я посчитал нужным написать пространный ответ. Возможно, моя позиция будет интересна кому-то еще, поэтому я публикую ответ в интернете в открытом виде.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПАВЛА САНАЕВА АЛЕКСУ ЯКУБСОНУ – ПЕРЕВОДЧИКУ ИЗ НЬЮ ЙОРКА
Алекс, я увидел ваше обращение и решил подробно ответить вам лично, потому что вы – мой знакомый, и я вижу с вашей стороны искренне непонимание и желание разобраться «как же так». А так как письмо открытое, другие непонимающие тоже смогут познакомиться с моей позицией, если им будет любопытно.
Начнем с Америки. Я не говорил, что Америка – «сверхкоррумпированная страна», я сказал: «и в Америке есть коррупция, только другого уровня». Чувствуете разницу? Возьмите, к примеру, документальный фильм «Inside Job», который рассказывает о коррупции в высших эшелонах финансовой элиты США. Фильм получил «Оскара», но никто ведь не раздувает клич: «Финансисты разваливают Америку, давайте выйдем на улицу и свергнем их!» Хотя некоторые вот начали недавно акцию Occupy Wall Street. Полиция исправно крутит ласты нарушителям порядка, но российские государственные деятели не заявляют при этом, что «Американские власти попирают права человека и мешают людям выражать справедливый протест». Ведь так?
Я очень люблю американское кино и восхищаюсь американскими предпринимателями. Я восторгаюсь такими людьми, как Стив Джобс, Генри Форд, Ли Якока или Стивен Спилберг. Это – истинная Америка. Это то, чему нам в России нужно учиться – умению ставить цель, вырабатывать максимально правильный approach, и получать нужный результат. В то же время, меня возмущает американская политика вмешательства во внутренние дела других стран и решение своих геополитических интересов любыми способами. Вы же не станете уверять меня, что в Ираке было оружие массового уничтожения, а события в Ливии – это искреннее восстание ливийского народа против тирана Каддафи? Америка сильна и ведет свою геополитическую игру потому, что хочет и может ее вести. Помешать этому никто не способен. Но если игра начинает касаться России, мы имеем право не принимать ее, верно? Или мы должны соглашаться с Джоном Маккейном и повторять за ним – да, российский народ последует примеру ливийцев и свергнет «режим», чтобы обрести свободу и демократию? Думаю, в России почти не найдется людей, которые захотят, чтобы их освобождал и демократизировал Джон Маккейн. У нас много внутренних проблем, но большинство жителей России, когда их проблемы пытаются «порешать» извне, относятся к этому, как в прекрасной сцене из одного американского фильма. Помните: «Ты принес головы и короны поверженных царей, пытаясь нас запугать? Обидел мою царицу? Рабством и смертью угрожаешь моему народу? Оскорбление? Нет… Это Спарта!»
Теперь о коррупции в России и Владимире Путине. Если вспомнить, в каком состоянии была Россия на момент прихода ВВП к власти, то ни один, даже самый ангажированный, человек не сможет сказать, что первые два срока его правления не сопровождались видимым улучшением жизни. И речь идет не только о продаже нефти. Появились чистые поезда и новые вокзалы, появилось огромное количество кафе и спортивных залов, гостиниц и торговых центров. Никогда в России не строилось такого количества частных домов и домиков, не покупалось столько машин; никогда такое количество людей не ездило за границу. Богатые богатели сверх меры, но даже бедные стали в качественном отношении жить лучше, чем раньше. Может быть, не лучше, чем при СССР, но уж точно лучше, чем в 1990–1999. За этими улучшениями мало кто обращал внимание, что угасает реальное промышленное производство, не развивается наука, изнашиваются основные фонды. Самые прозорливые аналитики предостерегали и кричали «Опомнитесь!», но никто их не слушал. Точно так же, как никто не слушал американских аналитиков, которые 10 лет назад говорили: «Опомнитесь, зачем вы выводите промышленность в Азию?! Вы уничтожаете в США тысячи рабочих мест и раздуваете финансовый сектор! Будет кризис!» Кто-нибудь прислушался?
На сегодняшний день проблем у нас ворох, и коррупция – одна из них. Это очень большая проблема, и я не говорю, что не надо ее решать. Не будь коррупции, мы бы уже догнали европейские страны. Полистайте сайт www.sdelanounas.ru – посмотрите, сколько всего делается в России даже при том уровне коррупции и раздолбайства, который есть. Если бы Путин или Медведев действовали методами сингапурского премьера Ли Кван Ю, сажая в тюрьму даже своих друзей-министров, думаю, на www.sdelanounas.ru было бы выложено в сто раз больше. Суперджет уже три года летал бы на всех внутренних авиалиниях, ВАЗ ездил бы, не ломаясь, а милиционеры работали бы за хорошую государственную зарплату и на любое предложение обойти закон моментально отправляли бы в КПЗ. Но Путин и Медведев не Ли Кван Ю, а Россия все-таки больше Сингапура. Не в сто раз, не в пятьсот, а в двадцать четыре тысячи шестьсот тридцать девять! Боюсь, даже Ли Кван Ю надорвался бы, окажись у него в 24639 раз больше проблем.
Коррупция – зло. Говорить о ней надо постоянно и требовать от властей борьбы нужно все время, даже если это «пчелы против меда». Но что происходит сейчас?! Определенные СМИ нагнетают истерику – ужасная коррупция, так жить нельзя, все пропало! Определенные лидеры ездят зачем-то консультироваться в Америку (опять почему-то в Америку!), а потом открыто призывают людей к массовым уличным беспорядкам. Назначают через интернет даты своих акций. Вы что, будете отрицать, что это – классическая технология цветных революций, которая уже сработала во многих странах? Вы хотите меня убедить, что это – «гражданское общество», которое сделает нашу жизнь лучше? Нет – это провокаторы. По стране и так разлит протестный бензин, а эти люди ходят и чиркают спичками. Их просишь не делать этого, потому что может полыхнуть, а они отвечают: так это не мы виноваты, это Путин с Медведевым. Они протестный бензин по стране разлили, им и отвечать, а мы так – огоньком балуемся. Парни, но бензин-то можно еще вытереть, он может лет за пять испариться, а вот если полыхнет – гореть будем все вместе, и коррупционеры, и библиотекари! Или станем выводить тараканов, поджигая квартиру? Провокаторов убеждать бесполезно, у них задача – спичками чиркать, но мне хочется, чтобы простые граждане на эту истерику не велись. Вот поэтому я говорю: коррупция – зло, но она есть во всех странах и победить ее уличными беспорядками невозможно. Можно победить железной сталинской диктатурой или сократить эволюцией общества в течение 20–30 лет. Сталина у нас нет, и железной диктатуры никто не хочет, остается эволюция. Жили мы как-то последние 20 лет с коррупцией, и много чего хорошего сделали. Если за 10 следующих лет снизим коррупцию хотя бы на 20 процентов, то сделаем на 20 процентов больше. А если подпалим сейчас свой дом, чтобы «напугать коррупционеров», то сожжем и себя, и все то, что сделали. Надеюсь, понятно, что я призываю не закрывать глаза на коррупцию, а бойкотировать усилия «оранжистов», которые используют борьбу с коррупцией как предлог?
Теперь last but not least – о демократических выборах и свободах, которых у нас нет, и о «страшном авторитарном режиме». Главная претензия – на выборах нет выбора, нет оппозиции. Люди хотят, чтобы стало «по другому», но не видят силы, которая сможет это «по-другому» осуществить. Прежде всего, надо выяснить, как именно «по-другому» хотят люди. Осмелюсь предположить, что большинство людей хочет, чтобы чиновники перестали дербанить деньги и обогащаться за счет бюджета. Чтобы власть реально занималась ЖКХ, авиацией и ценами на топливо, а не переименованием милиции в полицию, а потом, если понадобится, обратно. Я тоже очень хочу этого. Еще я хочу, чтобы мы не вступали в ВТО на условиях западных стран и не душили этим остатки своего сельского хозяйства. Хочу, чтобы бюджетную поддержку получали существующие научные центры, а не только «Сколково». Хочу, чтобы принимались и выполнялись долгосрочные стратегические программы промышленного развития, и не было слепого доверия «мудрой руке рынка», которая завела нас в болото. Эти желания не осуществляются, и поэтому зреет протест. Но что важнее – выпустить протестный пар или реализовать желаемое хотя бы частично? Беспорядки не решат ни одной проблемы. В лучшем случае все ограничится потасовкой с ОМОНом, в худшем – приведет к развалу страны. Реализовать желаемое можно только через долгий настойчивый диалог с властью, формирование новых политических сил и приход этих сил во власть через выборы, как делается во всем цивилизованном мире. А то что же – у себя в Америке республиканцы собираются побеждать демократов на выборах, а нам предлагают менять власть по– египетски?
На сегодня реальных политических движений, способных конструктивно изменить курс нашей страны не существует. Есть партия КПРФ, которая давно в дружбе с властями, но обязана противоречить хоть в чем-то в силу определяющей идеологии. Свой протест против того, что не реализуются политические желания, я собираюсь выразить, отдав голос за эту партию. Я понимаю, что радикально это ничего не изменит, но если КПРФ усилит свое влияние, то они, подобно балансировочному грузику на гнутом колесе машины, могут хотя бы немножко выправить ход. На это я и рассчитываю.
Что касается Владимира Путина, то из всех возможных лидеров более надежной фигуры я просто не вижу. Да, он не провел решительных и полезных реформ в законах, не развивал науку и технологии, не вкладывал нефтяные деньги в стратегически важные проекты, и это огорчает. Но на сегодня он – самый сильный лидер, способный объединить вокруг себя большую часть общества, и это важнее всего, когда на горизонте маячит мировой кризис, а по взрывоопасной стране носятся «оранжевые» парни со спичками. Политика – баланс интересов. Тот, кто этого не понимает, идти в политику не имеет права. Владимир Путин – нравится этого кому-то или не нравится, умеет соблюдать баланс интересов, как никто другой. Я понимаю, что многие психологически устали от одних и тех же лиц в телевизоре и хотят любых перемен. Этих перемен будет в ближайшие пару лет выше крыши – придет мировой кризис, хватит всем за глаза. И коррупция, кстати, уменьшится, потому что пилить будет нечего.
Владимир Путин и КПРФ – это мой выбор в данной конкретной ситуации, исходя из того, что есть. Нельзя требовать ананасов, если в меню только хлеб, селедка и сало. Нельзя переворачивать стол, если ананасов нет – это инфантильно. Новые политические силы надо создавать – начинать сейчас и рассчитывать на марафон в 6–12, а то и 18 лет. Лично мне симпатичнее всего Константин Бабкин – глава Ростсельмаша, основавший «Партию дела». Он не популист, не авантюрист, а промышленник с большим опытом в бизнесе. Если бы «Партия дела» была сегодня на выборах, я голосовал бы за нее, а то и вступил бы в ее ряды. Но сегодня этой партии на выборах нет. Значит, Бабкину нужно работать, привлекать людей, сотрудничать с нынешней властью, отстаивая по возможности свои приоритеты. Ни один политик, ни одна партия не ворвутся в Кремль «чур, на новенького», сместив всех, кто там был раньше. Все равно придется находить компромиссы и делать сегодня десять уступок, чтобы завтра убедить большинство в правильности своего решения. Действуя иначе, можно только наломать дров и вылететь из политики пулей или получить пулю в голову. И, к слову о пулях, в цивилизованной демократичной Америке в президентов стреляли одиннадцать раз – вот так все напросто в нашем прекрасном мире.
Надеюсь, Алекс, я ответил на ваше недоумение и объяснил, какой участи я хочу своей стране. Я хочу видеть ее лет через 20 развитой самостоятельной державой со свежими политическими силами, территориально целостной, финансово независимой, ведущей суверенную внутреннюю и внешнюю политику, а самое главное, обеспечивающей счастливую жизнь большинству своих граждан. Чтобы через двадцать лет это стало реальностью, сегодня я считаю правильным идти на выборы, голосовать за единственную законную оппозицию в парламенте и за президента Владимира Путина. А главное – никаких «цветных» революций.
С уважением, Павел Санаев.
Источник: perevodika.ru