Венгрия, по мнению многих наблюдателей, в результате последних масштабных изменений законодательства отходит от демократических стандартов, принятых в Европейском Союзе. Но может ли Брюссель повлиять на Будапешт?
Венгрия вступила в 2012 год с новой конституцией и целым рядом новых или измененных законов, вызвавших критику со стороны Европейского Союза и США. В Брюсселе и Вашингтоне считают, что реформы резко сокращают демократические свободы в стране.
Венгрия - единственная страна в ЕС, где правительство сформировала партия с ярко выраженными националистическими взглядами. ФИДЕС - Венгерский гражданский союз, лидером которой является премьер-министр Виктор Орбан, располагает в парламенте большинством в две трети мест.
Удар по независимости судебной власти
Перечень законодательных изменений, касающихся только политического устройства страны и принятых ФИДЕС за полтора года пребывания у власти, внушителен, и начинается он с конституции. При этом правящая партия сочла для себя возможным отказаться не только от референдума по новому основному закону, но и от консультаций с оппозицией.
Текст новой конституции начинается с попытки ревизии венгерской истории, в нем содержится много отсылок к прошлому нации и средневековому венгерскому королевству. Вместо Республики Венгрии страна в конституции последовательно называется просто Венгрией.
Авторы изменений и их сторонники говорят об "окончательном уничтожении следов коммунистического прошлого", а критикам властей они кажутся символическим уходом от демократических ценностей, завоеванных более 20 лет назад вместе с крушением коммунистического строя.
Править чужими руками спустя годы
Куда важнее символического подбора слов то, что новый основной закон резко огранивает в правах конституционный суд Венгрии. На многие годы он фактически лишается права принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенной политикой и налогообложением. В состав суда вводится большее число членов, что позволит правящей партии усилить свое влияние в нем. Кроме того, конституция, уверены ее критики из Еврокомиссии, ограничивает независимость судебной власти, создавая новый надзорный орган, который будет следить за деятельностью судов.
Премьер-министр Виктор Орбан позаботился и о сохранении своего политического влияния даже на тот случай, когда он лично уже не сможет руководить страной. Для этого правительство, например, созвало специальный совет по бюджету, полномочия которого продлятся девять лет. Данный орган получил право налагать вето на проекты бюджетов правительства и тем самым не только блокировать неугодные националистам инициативы, но и спровоцировать проведение досрочных выборов.
Правительство Орбана поставило своих людей и на многие другие важные государственные посты на срок от 9 до 12 лет, например назначило председателя Верховного суда и генерального прокурора, наделив их дополнительными полномочиями. Все эти меры в случае смены власти могут привести к кризису управления страной, делает вывод венгерский исследовательский институт Eötvös, близкий к фонду Сороса.
Другие ограничения демократических свобод
ФИДЕС успела изменить (в свою пользу, как считают оппоненты правящей партии) и избирательное законодательство. Особую критику со стороны США вызвал новый закон о религии, который признает только 14 религиозных конфессий, оставляя многие религиозные общины вне закона, и ограничивает возможности для появления в стране новых конфессий. В Брюсселе же резко критикуют закон о защите частных данных.
Еще один спорный закон - о преследовании за преступления, совершенные в годы коммунистической диктатуры, в частности, во время восстания осенью 1956 года. Как опасаются оппоненты Орбана, данный нормативный акт позволит усилить политическое преследование оппозиции в лице и без того ослабленной партии социалистов.
Все призывы Еврокомиссии пересмотреть новые спорные законодательные акты глава венгерского правительства Виктор Орбан до сих пор игнорировал, ссылаясь на то, что проводит демократические реформы, пользуясь оказанным ему доверием большей части избирателей. Лишь в подвергшийся резкой критике закон о СМИ было внесено несколько косметических изменений.
А что же Брюссель?
С одной стороны, в Евросоюзе понимают, что имеют право оказывать давление на Будапешт, заметил профессор политологии Принстонского университета Ян-Вернер Мюллер (Jan-Werner Müller) в статье, написанной для швейцарской газеты Neue Zürcher Zeitung. Ведь тот, кто хочет быть в клубе демократических государств, должен соблюдать признанные всеми минимальные стандарты демократии, отмечает профессор.
Но, с другой стороны, какие средства есть в распоряжении Еврокомиссии? Брюссель сосредоточился на экономической проблематике и пытается заставить власти в Будапеште сохранить независимость центрального банка страны. Для этого Еврокомиссия использует как экономические рычаги, демонстративно прекращая переговоры о выдаче необходимого Венгрии кредита, так и юридические, проверяя возможность обращения в Суд Европейского Союза.
Однако в том, что касается осуществленных законными венгерскими властями изменений в политсистеме, возможности ЕС невелики. До сих пор Брюссель ограничивался словесной критикой. В частности, глава Еврокомисии Жозе Мануэл Баррозу написал Виктору Орбану несколько писем, в которых выразил свою обеспокоенность в связи с проведенными реформами. В Брюсселе пообещали проверить новое законодательство Венгрии на предмет соответствия общеевропейским нормам, но, как подчеркнул Баррозу, здесь у ЕС - узкое пространство для маневра, ведь Венгрия "имеет право на самостоятельные решения, как и любая другая страна ЕС".
Автор: Михаил Бушуев
Редактор: Владимир Дорохов
Источник: dw-world.de