25 июня 2025 года парламент Киргизии принял закон, направленный на укрепление позиций киргизского языка в ущерб русскому. Это решение стало очередным шагом в процессе ослабления российского влияния в Центральной Азии после начала войны в Украине.
С февраля 2022 года, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину (страну, которую Кремль считает зоной своих интересов), все пять бывших советских республик региона активизировали политику по укреплению национальной идентичности. Новые нормы в Киргизии предусматривают, что: — не менее 60% эфирного времени на ТВ и радио должно быть на киргизском языке; — все вывески с названиями улиц оформляются исключительно на киргизском; — в наружной рекламе киргизский текст должен быть крупнее русского.
При этом около 80% из семи миллионов жителей страны свободно владеют русским, который остается основным языком межнационального общения.
«Если мы не будем защищать киргизский язык, то со временем перестанем существовать как нация», — заявил спикер парламента Нурланбек Тургунбек уулу.
Закон обязывает всех госслужащих (включая судей, чиновников, прокуроров и депутатов) в совершенстве владеть киргизским. Однако некоторые законодатели признают, что среди действующих сотрудников недостаточно людей с хорошим знанием языка, что может создать проблемы с кадровым обеспечением.
Хотя киргизский и русский имеют равный официальный статус, русский язык в Центральной Азии традиционно ассоциируется с социальным престижем — он открывает доступ к высокооплачиваемой работе и возможностям трудовой миграции в Россию.
После российского вторжения в Украину (где, по заявлениям Москвы, одной из целей была «защита русскоязычного населения») центральноазиатские лидеры стали более настороженно относиться к подобной риторике.
В России уже прозвучали критические оценки этих языковых реформ, которые некоторые политики назвали попыткой дистанцироваться от традиционного союзника.
Источник: mixednews.ru

