Новости

Многотысячные демонстрации в Москве заняли центральное место в зарубежных изданиях и однозначно трактуются зарубежной прессой как первый звонок кардинальных перемен, которые ждут политическую систему России.

Почти все ведущие мировые газеты сделали субботние события в России одной из главных тем. В настоящее время тандем занят тем, что пытается умиротворить недовольство, уверены на Западе. «Пресс-секретарь премьер-министра говорит, что Кремль прислушается к протестующим, в то время как президент обещает расследовать оспариваемые результаты выборов», – пишет The Guardian. В первые дни после выборов, отмечают иностранные СМИ, в Кремле и Белом доме вообще предпочитали хранить молчание.

Промежуток между протестами в понедельник и во вторник, по итогам которых только в Москве было арестовано до тысячи человек, и субботним митингом был напряженным временем поиска властями адекватной реакции. Американский журнал Time пишет о двух лагерях, которые сложились в российских властных кругах, – большинства, готового идти на репрессии в отношении гражданского общества, и «благоразумного меньшинства», которое в конечном итоге и выиграло в этом споре.

СМИ по-разному видят дальнейшее развитие событий.

 

Кремль и Белый дом взяли курс на примирение, уверены оптимистично настроенные авторы. Другие освещающие события в России газеты уверены, что власти страны готовятся заболтать проблемы и обессилить только поднимающее голову протестное движение.

На значительное смягчение позиции властей указывают не только публичные заявления, сделанные через пресс-секретарей или интернет (сами руководители государства на темы массовых протестов под запись не высказывались). В ходе субботнего митинга полиция вела себя предельного корректно. «Даже отныне известный во Франции писатель Эдуард Лимонов, лидер Национал-большевистской партии (так в тексте. – «Газета.Ru»), не получил запрета вывести толпу своих соратников и смог при полной безнаказанности провести вместе с несколькими десятками соратников несогласованную манифестацию у памятника Карлу Марксу на площади Революции», – ставит восклицательный знак французский журнал Marianne.

Но, как пишет Time, «она просто подчинялась приказам, которые могут быстро смениться, если не будет найден выход из тупика, а учитывая требования оппозиции, трудно представить какое-то быстрое решение». «Неясно, кому Медведев может поручить расследование. Глава ЦИК Владимир Чуров ранее делал неправдоподобные заявления, что видео на YouTube, запечатлевшие фальсификации, якобы были сделаны на квартирах, которые напоминают избирательные участки», – пишет The Independent

«Власти залегли на дно, чтобы вывести оппонентов из строя, – приходит к выводу The Wall Street Journal. – Организаторы пообещали продолжать демонстрации до тех пор, пока их требования новых выборов не будут удовлетворены, но, так как большинство участников большой демонстрации в субботу не являются членами партий или активистами, неясно, удастся ли им воспользоваться выигрышным моментом и принудить к реальным переменам».

 

Протестное движение и по случайности возглавившие его оппозиционеры уже кое-чего достигли: субботним митингом была пробита брешь в машине государственной пропаганды.

Швейцарская Tribune de Genève считает это настолько важным, что выносит это в заголовок своей статьи о протестах в России. «Государственное телевидение осветило протесты, отойдя от своего обычного проправительственного пропагандистского стиля», – продолжает The Guardian. В этом факте она видит попытку властей «найти общий язык со вновь политически активным населением». The New York Times смотрит на вещи проще: это событие было столь масштабным, чтобы его невозможно было «вырезать из вечерних новостей».

От внимания иностранцев не ускользает, насколько теперь вольно чувствуют себя пользователи интернета, заваливающие Медведева, позволившего себя высказаться в Facebook о своем несогласии с требованиями митингов, тысячами нелицеприятных комментариев. The Independent лишний раз подчеркивает, что протесты в России в большой степени координируются посредством интернета. Американский онлайн-журнал The Slate иронизирует: «Если бы в Facebook была кнопка «утрата доверия», рекорд (по ее использованию) был бы побит на странице президента Дмитрия Медведева».

 

На Западе 10 декабря не спешат провозглашать днем исторического перелома в России, как это делает часть отечественных оппозиционеров.

В своем субботнем репортаже NYT цитирует восторженную запись в блоге сопредседателя незарегистрированной Партии народной свободы Бориса Немцова, объявившего о том, что он чувствует себя «счастливым». «Демонстрация обозначила то, что лидеры оппозиции считают переломным моментом, который заканчивает с годами молчаливого принятия политической консолидации, с которой пришел Путин. Лидеры понимают, что на какой-то момент они, а не Кремль диктуют политическую повестку дня. И, по всей видимости, они заинтересованы в возгонке этой ситуации, обещая собрать еще более массовую демонстрацию 24 декабря», – пишет NYT.

Но на удовлетворение своих требований лидеры протестного движения вряд ли могут рассчитывать. По мнению Time, у Путина нет такого уж широкого пространства для маневра: вера россиян в легитимность Думы настолько подорвана, что взбунтовалась даже «Справедливая Россия». В случае пересмотра результатов выборов «легитимность Путина также подвергнется значительной эрозии», а этот риск перед президентскими выборами взять на себя он не сможет.

 

Главным итогом западные СМИ считают выведение фигуры Владимира Путина из разряда неприкасаемых.

Премьер, заявивший о своем желании вновь стать президентом в марте следующего года, остается пока самой популярной политической фигурой в России, хотя его рейтинги уже не заоблачны (The Guardian приводит октябрьские цифры Левада-центра, дающие Путину 35-процентный кредит доверия). «Он больше не выглядит неприкасаемым, и ему придется иметь дело со своими критиками, что раньше он делал очень редко и неохотно», – пишет NYT.

«Никогда раньше ему не приходилось признавать их (либералов) значительной угрозой своему правлению, – продолжает мысль Time. – Сейчас это может измениться».

«Если протесты на Ближнем Востоке стали «арабской весной», то как называется происходящее в России?» – задается вопросом The Wall Street Journal. «Русская зима», – находит издание.

Источник: gazeta.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также