В Бразилии в скором времени появится государственная аэрокосмическая компания, которая должна обеспечить самодостаточность страны в производстве высокотехнологичных авиационных, космических и военных компонентов. Новая компания будет носить название Alada. Соответствующую законодательную инициативу президент страны Луис Инасио Лула да Силва накануне направил в парламент.
Бразилия уже долгие десятилетия пытается создать условия для самостоятельного освоения космоса, но свою ракету, которая могла бы вывести на орбиту полезную нагрузку, построить пока так и не смогла.
К началу нового тысячелетия бразильцы вплотную приблизились к заветной цели. В августе 2003 года на стартовый комплекс космодрома Алкантара установили третью по счету ракету VLS-1 (два предыдущих запуска были неудачными). В этот раз инженеры учли, казалось, все ошибки. Но за три дня до запланированного старта во время подготовки ракеты к запуску прогремел взрыв. Огонь не только разрушил стартовый комплекс, но и унес жизни 21 человека, среди которых были высококлассные инженеры и техники. Трагедия откатила бразильскую космическую программу на годы назад. Расследование, в котором принимали участие и российские специалисты, выявило в районе расположения космодрома признаки шпионской активности французских спецслужб, но версию саботажа в итоге отмели. Хотя именно она остается наиболее популярной среди простых бразильцев.
Очередную попытку освоить ближний космос Бразилия решила предпринять уже совместно с Украиной. На проект "Циклон-4" были выделены миллионы долларов, бразильцы даже построили для этой ракеты стартовый комплекс. Но сроки запуска постоянно сдвигались, а бюджет стабильно раздувался. Не выдержав такого отношения, в 2015 году Бразилиа разорвала договор.
"Посильную помощь" бразильцам в разработке и строительстве собственного ракетоносителя планомерно оказывали Соединенные Штаты. В 2011 году среди документов американского правительства, которые обнародовал WikiLeaks, свет увидела депеша Государственного департамента, направленная в 2009 году в адрес посольства США в Бразилии. В ней, в частности, говорилось:
"Мы не поддерживаем собственную бразильскую программу создания космических ракет-носителей. ... Мы хотим напомнить украинским властям, что США не возражают против создания стартовой площадки в Алкантаре, если такая деятельность не приведет к передаче ракетных технологий Бразилии".
Идею ввести свою страну в клуб космических держав попытался реализовать и скандально известный экс-президент Жаир Болсонару. В 2020 году он подписал с Соединенными Штатами договор, согласно которому Вашингтон должен был помочь бразильцам осуществить их давнюю мечту. Вот только это соглашение не предполагало передачу бразильцам вожделенных технологий. Зато согласно ему, на космодроме Алкантара американцы должны были построить целый комплекс для своих инженеров, а вот бразильским специалистам вход туда оказался закрыт.
Беспрецедентный масштаб экономических санкций Запада в отношении России, а также предпринимаемые США усилия затормозить технологическое развитие Китая многим в мире открыло глаза на истинное лицо того, кто называл себя блюстителем честной конкурентной борьбы на мировой арене. "Технологический суверенитет" в современную эпоху оказался не просто красивым словосочетанием, а залогом выживания для того, кто хочет сам решать свою судьбу.
Новая бразильская компания, согласно законопроекту, должна будет проводить экономические исследования аэрокосмической инфраструктуры и навигации, а также осуществлять деятельность, связанную с разработкой аэрокосмических проектов и оборудования для них. Главная задача - свести к минимуму сильную зависимость страны от иностранных поставщиков. Речь, в первую очередь, идет о чувствительных технологиях, которые все чаще страдают от экспортных ограничений по политическим мотивам.
Источник: rg.ru