Второй день проходящего в Варшаве двухдневного саммита "Восточное партнерство" начался со скандала, который, впрочем, был вполне предсказуем. Официальный Минск отказался участвовать в работе этого форума. Напомним, что созданный Европейским союзом проект "Восточное партнерство" предусматривает политическое и экономическое сближение с ЕС шести государств постсоветского пространства — Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Украины и Белоруссии. Участие в "Восточном партнерстве" не дает перспектив вступления в ЕС, но при этом предполагается, что проект будет осуществляться без ущерба стремлению отдельных стран-участниц к иным отношениям с Европейским союзом.
На этот раз в варшавском саммите, кроме представителей государств-участников программы, приняли участие лидеры 30 стран ЕС. Пять стран-участниц "Восточного партнерства" были представлены на высшем уровне. В польскую столицу прибыли президенты Грузии, Азербайджана, Армении, Украины и премьер Молдавии. Что касается Белоруссии, то, вместо занесенного Евросоюзом в "черный список" и поэтому "невъездного" президента Александра Лукашенко на саммит был приглашен министр иностранных дел Сергей Мартынов. Однако официальный Минск, объявив, что Мартынов участвует в общеполитической дискуссии ГА ООН в Нью-Йорке, направил на встречу своего посла в Польше Виктора Гайсенка. При этом пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных "сыграл на опережение": он заявил, что дальнейшие шаги Минска в отношении участия в саммите "будут обусловлены действиями другой стороны".
Очевидно, что одно только снижение Белоруссией своего представительского статуса может повлечь за собой ответные действия. И они последовали немедленно. Посол Гайсенок даже в статусе руководителя белорусской делегации не был приглашен на торжественный ужин в часть открытия саммита, поскольку предусматривалось, что "покушать" там соберутся только руководители ЕС, главы стран и правительств. Следом за этим глава МИД Польши Радослав Сикорский сообщил, что Виктор Гайсенок получит возможность принять участие "в любых мероприятиях", но только на второй день саммита.
И вот официальный Минск разразился гневным заявлением, в котором обвинил организаторов встречи в Варшаве в том, что те "пошли на беспрецедентные дискриминационные меры в отношении Белоруссии", что, в свою очередь, является "грубейшим нарушением базовых принципов "Восточного партнерства". "Белоруссия активно работала в интересах подготовки саммита и была намерена участвовать в его мероприятиях. Однако в этих условиях участие становится невозможным: партнерство не может быть основано на дискриминации", — обиженно заявили в белорусском МИД и предупредили, что "решения саммита, затрагивающие интересы Белоруссии и принятые без ее согласия, будут нелегитимны".
Примечательно, что практически вслед за этим "выяснением белорусско-европейских отношений" последовала осторожная реакция-зондаж России. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил, что в Москве внимательно следят за ходом саммита, так как в нем участвуют ближайшие соседи РФ, взаимодействующие с российской стороной в рамках СНГ, ОДКБ, Таможенного союза и создаваемого Единого экономического пространства. При этом Лукашевич отметил, что Россия не исключает возможности сотрудничества с Евросоюзом в рамках "Восточного партнерства" в случае, если в этом формате "будет создана прозрачная для России и учитывающая взаимные интересы схема генерирования и интеграции конкретных совместных проектов".
Таким образом, можно предположить, что Москва, с одной стороны, не упустила шанс в очередной раз продемонстрировать свою заинтересованность в развитии диалога с ЕС, с другой, – указала официальному Минску на то, что проводимую им "политику лавирования" давно пора заканчивать. Как пояснил в беседе с "Росбалтом" сложившуюся ситуацию заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько, "политика ограниченного партнерства с Евросоюзом давно проводится официальным Минском, и участие в проекте "Восточное партнерство" было определенной попыткой наладить диалог с Европой в пику России, с которой отношения время от времени обострялись". "Правда, — продолжил эксперт, — не совсем понятно, зачем сохранять такие отношения при том достаточно ограниченном или даже унизительном для Белоруссии характере, который они приобрели сейчас. Вероятнее всего, чтобы оставалась возможность и дальше в определенной степени оказывать давление на Россию, время от времени шантажируя ее угрозами "повернуться в сторону Запада".
Вместе с тем, уверен эксперт, пока Евросоюз занимается спасением еврозоны и другими внутриполитическими проблемами, "не приходится говорить о том, что по отношению к Белоруссии будут предприниматься какие-то радикальные меры". "Это дело далекого будущего", — считает Богдан Безпалько. С другой стороны, "блокируя" официальный Минск, Евросоюз толкает Белоруссию в сторону России. Кстати, это косвенно продемонстрировали состоявшиеся недавно стратегические военные учения "Центр-2011". Наблюдатели отметили, что впервые за много лет белорусские солдаты приняли участие в маневрах, проходивших за пределами их страны. "Президент Белоруссии Александр Лукашенко почувствовал, что нужно внести свой вклад в ОДКБ, иначе эта организация может не придти к нему на помощь в случае необходимости", — отметил, в частности, ответственный секретарь еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.
Что же касается сотрудничества в рамках проекта "Восточное партнерство", то, согласно неофициальной информации, уже Польша разработала меры по модернизации и демократизации Белоруссии. Предполагается, что после выполнения Минском определенных условий Евросоюз сможет оказать финансовую помощь республике. И хотя среди этих условий нет пункта об уходе Александра Лукашенко с поста президента страны, однако есть требования о проведении соответствующих стандартам ОБСЕ справедливых и демократических парламентских выборов, диалога с оппозицией, а также полной амнистии и освобождения политических заключенных. Взамен Евросоюз может предложить Белоруссии финансовую поддержку — открытие кредитной линии в Международном валютном фонде и помощь в стабилизации белорусского рубля.
Дмитрий Пановкин
Источник: rosbalt.ru