Сергей Черняховский
доктор политических наук
Владимир Путин предложил усилить участие представителей Общероссийского народного фронта в экспертных советах и комиссиях при профильных комитетах Госдумы.
Основная проблема классического парламента – разрыв с интересами и ожиданиями избирателей. Депутаты начинают жить иной жизнью – и повседневной, и политической.
Они просто перестают непосредственно ощущать проблемы, которыми живут избиратели. Принимая законы и решения, депутаты видят их в контексте партийных или теоретических вопросов.
Голосуя, депутат может исходить из убеждений экспертов, приверженных определённой политической доктрине. Например, что «освобождение цен» приведёт к улучшению «макроэкономических показателей». Но гражданам нужны не макроэкономические показатели – а доступные цены.
Чтобы депутаты более уверенно принимали свои решения – они должны быть под постоянным контролем со стороны граждан. И чувствовать ту реакцию, которую будет вызывать в обществе реализация их решений и законов.
Депутаты должны находиться в непосредственной связи с ожиданиями, интересами и оценками избирателей. И для этого они должны совмещать парламентскую деятельность с постоянной работой с избирателями.
Что, собственно, и может быть потенциально решено инициативой Владимира Путина о совместной работе представителей Народного фронта с членами парламентских комитетов.
Выдвинув эту идею, Владимир Путин создаёт реальный потенциал обновления «Единой России» – ставя уже и её саму под контроль общественных структур. И также создаёт реальную базу сильного гражданского общества, способного контролировать государственные институты.
Гражданское общество – это не представляющие никого компании профессиональных правозащитников и любителей всяческих меньшинств, а организации граждан, отстаивающие свои интересы и контролирующие власть.
Если удастся отладить такую систему – это будет соединение профессионализма депутатов как опытных политиков с непосредственными настроениями и требованиями общества.
В революционном Конвенте Франции 1792–1794 годов, проведшем в стране изменения, которые сделали необратимым переход к новому обществу, последовательных сторонников преобразований, якобинцев, было меньшинство – от четверти до трети. Жирондистов, хотевших остановить преобразования, было больше, хотя и менее половины.
Большинство было за теми, кого называли «болотом» и кто по ситуации колебался между одними и другими. Но Конвент почти всегда голосовал за предложения якобинцев.
Это достигалось именно тем, что заседания были открытыми и зал с депутатами заполняли избиратели – революционные санкюлоты. Они создавали такую атмосферу, когда депутаты «болота» не решались выступать против новых предложений и голосовали за меры преобразования общества.
В таких случаях к парламентской демократии добавляется прямая демократия народа, заставляющая демократические институты работать не на интересы партий и профессиональных политиков – а на интересы масс.
Если Владимир Путин реализует идею прямого участия избирателей в законотворческом процессе, ему удастся решить сразу две задачи.
Первую – подчинить депутатов реальной воле граждан.
Вторую – преодолеть «железный закон олигархии», сформулированный социологом Михельсом применительно к партиям: их тенденцию к олигархизации и отрыву от материнской социальной базы.
Если бы это удалось сделать, это имело бы не чисто российское политическое, но и универсальное значение. Удалось бы разрешить поразивший все европейские партии кризис их отчуждения и заложить основу нового типа политических партий – партий XXI века.
Источник: file-rf.ru