Хрусталев Максим
Но ответов на многие ключевые вопросы юбилейный саммит организации так и не дал
Принятая по итогам завершившегося в среду саммита глав стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане Декларация по событиям в Северной Африке, включая Ливию, продемонстрировала единство позиций стран ШОС. Напомним, что в настоящее время членами ШОС являются Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан и Узбекистан. Наблюдатели при ШОС – Иран, Индия, Пакистан и Монголия, а в статусе «партнеров по диалогу» – Белоруссия и Шри-Ланка.
В своей декларации члены ШОС выражают серьезную озабоченность нестабильным положением в Северной Африке и на Ближнем Востоке, выступают за скорейшую стабилизацию обстановки в этом регионе. Как отмечается в документе, государства ШОС поддерживают продвижение стран региона «по пути демократического развития с учетом их специфики и культурно-исторических особенностей», передает Интерфакс.
Фактически страны ШОС осудили нынешние действия НАТО в Ливии как прямую поддержку одной из конфликтующих сторон. Правда, сделано это было в мягкой форме, через указание на то, что кризисы, подобные ливийскому, должны урегулироваться «мирными средствами, путем политического диалога, а действия международного сообщества – быть направлены на содействие процессам национального примирения и осуществляться строго на основе международного права». Поэтому страны ШОС предлагают любыми путями прекратить вооруженный конфликт в Ливии, руководствуясь резолюциями Совета Безопасности ООН по этой стране.
Участники форума в Астане также поддержали позицию России по односторонним действиям США и НАТО в сфере противоракетной обороны. Как известно, Россия давно пытается вынудить США к созданию совместной системы с разделением контроля над отдельными сегментами. А США, со своей стороны, отделываются разговорами о высоком потенциале сотрудничества наших стран и обещаниями, что противоракеты в Европе будут установлены исключительно для предупреждения иранской угрозы. Вот теперь и страны ШОС высказались против односторонних действий в сфере противоракетной обороны, т. к. наращивание ПРО одним государством или узкой группой государств «может нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности».
Конечно, сомнительно, что эти резолюции (что по Ливии, что по ПРО) всерьез повлияют на политику США и НАТО по этим вопросам. Тем не менее, принятие странами ШОС декларации по этим вопросам, при одобрительной реакции стран – партнеров ШОС, демонстрирует Вашингтону и Брюсселю, что с их действиями не согласны лидеры стран, где проживает половина всего человечества. Впрочем, надо отметить, что, при декларируемом единстве по мировым вопросам, среди стран – членов ШОС хватает противоречий по многим конкретным вопросам осуществления совместного сотрудничества.
КМ.RU уже рассказывал, что Россия всерьез обеспокоена масштабной экономической экспансией Китая в среднеазиатские страны. Причем, учитывая и превосходящую экономическую мощь КНР, и, в еще большей степени, несравненно более высокие коррумпированность и некомпетентность собственной бюрократии, пока Москва ничего этому противопоставить не может. Не секрет, правда, что многие в Москве надеются, что принятие Индии в состав ШОС (благо та подавала заявку) позволит хоть как-то компенсировать нарастающее доминирование Китая. Китай, у которого давнее геополитическое соперничество с Индией, разумеется, препятствует принятию Индии в ШОС.
Впрочем, и для России попытка разыграть индийскую карту может стать совсем не панацеей, а дополнительным источником проблем. Мало того, что вместе с Индией в ШОС придется принимать и Пакистан – страну очень проблемную, находящуюся с Индией в конфликтных отношениях, и при этом еще давнего союзника Пекина. России тогда может грозить и ухудшение отношений с Китаем, и необходимость совершать ряд «дружеских» политико-экономических уступок Индии – притом, что Индия преследует в регионе исключительно свои собственные национальные интересы, далеко не всегда совпадающие с российскими.
Поэтому, как предсказывает газета «Коммерсантъ», и в среднеазиатских столицах, и в Москве постепенно будут смиряться с доминирующей ролью Китая в этом регионе (и, соответственно, в организации ШОС). «Бороться с этим уже бесполезно. Китай все равно в ближайшие 10-20 лет станет экономическим центром в нашей части мира, поэтому у других членов ШОС только один выход – стать сервисной экономикой, – цитирует издание слова «высокопоставленного дипломата одной из стран – членов ШОС». – Конечно, это – сильный удар по великодержавной психологии некоторых соседей, но выбора нет».
Российское руководство, по утверждению издания, тоже уже начинает проникаться этой логикой. В частности, помощник президента РФ по вопросам международной политики Сергей Приходько на прямой вопрос, угрожает ли интересам РФ в Центральной Азии экономическая экспансия Пекина, сдержанно ответил: «Мы не воспринимаем это как угрозу нашим интересам. Если китайские партнеры проявляют большую гибкость на пространстве ШОС, предлагая свои инструменты, то это у нас вызывает понимание и поддержку. Мы считаем Китай не каким-то конкурентом, а инициатором полезного и важного процесса».
Тем не менее, пока российская сторона пытается хоть как-то опереться на существующие между бывшими республиками СССР интеграционные структуры вроде ЕврАзЭС, чтобы хоть как-то уравновесить свои позиции с Пекином.
Сейчас ведется оживленная полемика о механизме создания при ШОС общего фонда для финансирования проектов в рамках этой организации и его уполномоченного органа. На сегодня существуют две конкурирующие концепции создания Банка развития ШОС – российская и китайская. Пекин настаивает на создании отдельной структуры, тогда как Москва предлагает использовать существующий в рамках ЕврАзЭС Евразийский банк развития (ЕАБР), основная доля в котором принадлежит России и Казахстану. «Пока членами ЕАБР из участников ШОС не являются Узбекистан и Китай. Им остается вступить туда – и мы создадим Банк развития ШОС», – настаивает российская сторона.
«В конечном итоге вопрос упирается во влияние. Понятно, что если в качестве базы будет взят ЕАБР, позиции России и Казахстана будут сильны. А при формировании новой структуры на первое место наверняка вылезет Китай», – поясняет «Коммерсанту» анонимный источник. Многое будет зависеть от позиции Казахстана, однако пока Астана предпочитает не вмешиваться в дискуссию. «Мы за создание Банка развития ШОС, а в какой форме – договоримся в ходе конструктивных переговоров», – так сформулировал свою позицию глава Банка развития Казахстана Нурлан Куссаинов.
Источник: km.ru