Совет безопасности ООН не смог в среду согласовать среди представителей 15 входящих в него государств совместное заявление с осуждением насилия против антиправительственных сил в Сирии, при этом представитель России предостерег международное сообщество от вмешательства внешних сил во внутриполитическую ситуацию в Сирии.
Длившееся почти два с половиной часа заседание СБ ООН по ситуации в этой стране ограничилось лишь выступлениями с изложениями позиций каждой страны. Великобритания, Германия, Португалия и Франция предложили в понедельник проект заявления с жестким осуждением властей Сирии. Однако Россия и Китай, а также Ливан - единственная арабская страна в СБ ООН - выступили против, и поэтому заседание было решено сделать открытым.
При этом заместитель постоянного представителя России при ООН Александр Панкин на заседании Совета безопасности заявил, что не считает, что конфликтная ситуация в Сирии угрожает международной безопасности и требует внешнего вмешательства. Сейчас, сказал представитель России, уже "становится все более очевидным, что кое-кто среди протестующих и в Сирии, и в других странах, открыто возлагает надежды на то, что обострение ситуации может вынудить международное сообщество прийти на помощь и занять их сторону". Такой сценарий приближает начало гражданской войны в еще одной стране на Ближнем Востоке.
Эксперты напоминают, что Сирия на сегодняшний день фактически является для России единственной союзнической, правда, с определенными оговорками страной в данном регионе и считают, что экономические санкции ООН в отношении Дамаска, напрямую затрагивают интересы Москвы – прежде всего в рамках военно-технического сотрудничества /ВТС/.
Члены Совета Безопасности ООН не могут преодолеть разногласия и выработать единую позицию по ситуации в Сирии, но "не исключено, что в будущем заявление будет согласовано. Однако, как это представляется, сейчас позиции членов Совета серьезно отличаются. Переговоры по заявлению для прессы могли бы быть очень затяжными", - был вынужден признать постоянный представитель Франции при ООН Жерар Аро после заседания Совбеза ООН.
В тоже время пресс-секретарь верховного комиссара ЕС по внешней политике Майкл Мэнн заявил 27 апреля, что Евросоюз /ЕС/ рассматривает возможность применения санкций в отношении Сирии. По его словам, "ограничительные меры" могут быть приняты "очень быстро", но для этого требуется согласие всех 27 стран ЕС.
Европейский дипломат явно выдает желаемое за действительное, ведь Запад пытается срежиссировать смену режима в Сирии по сценарию, ранее написанному для Ливии. Между тем гражданская война в Ливии продолжается уже больше двух месяцев, а лидер этой страны Муамар Каддафи по-прежнему не желает вписываться в "боевик", по кадрам расписанный военными стратегами из США и их союзниками в Европе, и предполагающий скорую смену власти в этой североафриканской стране. Не исключено, что твердое намерение Дамаска пока не идти ни на какие переговоры с Западом отчасти связано с тем, что операция по принуждению Ливии к демократии пока проваливается.
ПРАЙМ-ТАСС задался вопросом относительно того, почему Москва при решении вопроса по Сирии на Совбезе ООН недвусмысленно дала понять, что она категорически против начала международной военной операции против режима Башара Асада. Ведь совсем недавно при голосовании в Совбезе ООН Россия дипломатично воздержалась в аналогичной ситуации. По мнению директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, "нужно понимать, что для России более важна полемика мирового сообщества вокруг Сирии, нежели, например, по Ливии. Дело в том, что с Ливией у нас не было действующих военных контрактов. Когда руководство "Рособоронэкпорта" заявляло о многомиллиардных потерях в Ливии по линии ВСТ, то речь шла о срыве будущих контрактов, которые на момент начала войны против Каддафи только обсуждались, но ничего подписано не было. А вот с Сирией у нас длительное военное сотрудничество. Уход Асада станет для нас серьезной проблемой. В настоящий момент почти все оружие в Сирии российского производства. Причем мы не только поставляем в эту страну различные виды вооружений – танки, самолеты, системы ПВО – но и занимаемся ремонтом, обслуживанием этой техники, что также приносит большие деньги". "При этом нужно признать, что Сирия, заявляя о приоритетности военно-политического сотрудничества с Россией, неоднократно вводила нас в заблуждение, в частности, не выполняла ранее данные обещания. Например, сравнительно давно Дамаск выражал готовность предоставить России возможность иметь в Сирии свою военно-морскую базу в том случае, если Черноморскому флоту придется уйти из Севастополя. Однако к настоящему моменту в Сирии есть только один пункт питания на флоте, а дальше движения в этом направлении нет", - отметил А.Шаравин.
При этом он не исключает, что существует определенный риск, что мы заблокируем какую либо резолюцию по Сирии, но де- факто, что она будет реализована. Ситуация в мире во многом однополярная, и в этих условиях перекос и своеобразные трактовки по международному праву являются обыденным делом, отметил эксперт.
Вполне очевидно, что Запад, заинтересованный в смене режима в Сирии, очень заинтересован в перенастройке рынка вооружений этой страны, по крайней мере, прекращение поставок российского оружия в эту страну никто не выбрасывает из головы.
Стоит напомнить, что на протяжении последних лет России приходится защищать поставки российского оружия в эту страну. Например, еще в 2007 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявлял, что продажи российского оружия Сирии не нарушают баланс сил в ближневосточном регионе. "Все, что мы продаем, полностью транспарентно, отвечает и нашим международным обязательствам, и нашему законодательству в сфере экспортного контроля - одному из самых жестких в мире, и при определении номенклатуры наших поставок мы не допускаем поставок, которые будут нарушать баланс сил в регионе", - сообщил тогда С.Лавров на пресс-конференции в ООН по итогам заседания "квартета" международных посредников по урегулированию на Ближнем Востоке.
Тем не менее, появившиеся практически в тоже время сообщения о том, что Россия собирается продать Сирии С-300, С-400, и также партию МиГ-31 вызвали бурю эмоций в Израиле и США, что заставило российских оборонщиков опровергать эти слухи. С 2004 года, когда с Сирией возобновились активные переговоры о военно-техническом сотрудничестве, с этой страной были заключены сделки на поставку ограниченного числа зенитных комплексов малого /"Стрелец" и "Панцирь"/ и среднего /"Бук"/ радиусов действия, отмечал ранее директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Это говорит о том, что Москва в поставках сугубо оборонительных систем ориентируется на маломощное оружие, которое не способно снизить уровень безопасности Израиля, отмечал Р.Пухов. Тем не менее, у России есть коммерческие интересы в регионе, а Сирия - один из немногочисленных партнеров Москвы в арабском мире, поэтому полностью отказаться от поставок ей оружия нельзя, констатировал эксперт.
Антиправительственные демонстрации идут в Сирии с середины марта, причем в последние дни власти страны жестко подавляют выступления. В результате столкновений в последние дни погибли более 100 человек со стороны представителей оппозиции. В связи с этим ряд стран выступили за введение санкций против официального Дамаска. Первыми к реализации этой идеи приступили США, еще в начале этой недели объявившие о намерении заморозить активы сирийских должностных лиц. Вместе с тем Вашингтон признал, что ситуация в Сирии отличается от ливийской, поэтому и реакция на нее будет иной.
Дальше санкций, похоже, дело пока не зайдет. Во всяком случае, Франция, ранее фактически инициировавшая начало бомбежки Ливии, заявила, что на этот раз она не будет вмешиваться в ситуацию без разрешения Совбеза ООН, который, по мнению президента Франции Николя Саркози, вряд ли одобрит подобную резолюцию.
Сами сирийские власти тоже настоятельно советуют международному сообществу не повторять ливийской ошибки. "Никто не заботится о своих гражданах больше, чем мы сами. Мирные демонстрации могут беспрепятственно проводиться по всей Сирии, если они не приводят к насильственным действиям и актам. Если же происходит насилие, то любое правительство в мире будет поддерживать мир, порядок, использовать силу против насилия", – считает постпред Сирии при ООН Башар Джаафари.
Источник: prime-tass.ru