Новости

Над Литвой замаячил призрак польского сепаратизма. Местная прокуратура озаботилась содержащимися в социальных сетях призывами к автономии Вильнюсского края. О проблеме вынужден был сказать и литовский премьер Андрюс Кубилюс.

На днях литовские правоохранители озаботились содержанием переписки в сети Facebook, которую вели граждане страны польской национальности. И с ужасом обнаружили, что многие из них не рады жить в литовском демократическом унитарном государстве, а требуют автономии Виленского края. Конкретных подозреваемых пока нет, но в ведомстве сочли эти призывы попытками посеять национальную рознь между литовцами и поляками.

Отметим, что в последнее время вопрос о положении литовских поляков стал по-настоящему острым. Недавно в Литве вступил в силу новый закон об образовании, по которому в школах национальных меньшинств увеличилось число предметов, преподавание которых должно вестись по-литовски. Это вызвало острую реакцию не только литовских поляков, недовольных сужением своих языковых прав, но и властей Польши. В результате отношения между двумя странами резко осложнились.

"Во-первых, этот закон ухудшает условия польского нацменьшинства, которое живет в Литве. До сих пор нацменьшинства выбирали, на каком языке им учиться. Это первый сигнал, что у польских детей условия в их будущей карьере будут хуже. Также этот закон может сказаться на сокращении числа польских школ в Литве. А нам важно, чтобы в Европе у всех были одинаковые права", — прокомментировала действия литовцев депутат Сейма Польши Урсула Августин. В похожем духе высказался и польский МИД.

Отчасти масла в огонь подлил лидер партии "Избирательная акция поляков Литвы" Вальдемар Томашевский. По его мнению, это литовцы, а не поляки, должны интегрироваться в вильнюсское общество. "Мы не должны интегрироваться. Мы всегда здесь жили… Это вы должны в этом крае интегрироваться, так как приехали сюда… Сходите на старые вильнюсские кладбища — там только польские фамилии", — сказал Томашевский.

Ответ не заставил себя долго ждать. Председатель Сейма Литвы Ирена Дегутене обвинила Томашевского в разжигании национальной розни. По ее версии, он провоцирует межнациональный конфликт для увеличения рейтинга своей партии, но ее знакомые поляки к столь горячим призывам относятся прохладно.

14 апреля остроту ситуации попытался снять литовский премьер Андрюс Кубилюс. "Думаю, что мы должны ясно помнить и сказать себе, что Литва — наш общий дом. Иногда в семье бывает и такое, что ругаются, ссорятся, но каждый на своем опыте знает, что в таком случае лучше всем промолчать, а не искать виноватых. У нас есть обязанность и ответственность протянуть руку помощи живущим здесь полякам, говорить с ними, обсуждать решение всех проблем", — сказал он. Но пока эта самая рука не протянута.

Сегодня поляки составляют всего семь процентов населения Литвы. Однако их доля в Вильнюсе, Тракае и ряде других мест юга и юго-востока страны намного выше. История этих мест неоднозначна, и каждая из сторон может трактовать ее в свою пользу. Проблема есть, и при определенном стечении обстоятельств она может стать реальной угрозой для целостности Литвы.

Считается, что Вильнюс (его славянское название — Вильно) был основан литовцами в XIII веке. Но с конца XIV столетия Литва сначала заключила с Польшей личный союз (в виде общего короля), а в 1569 году было создано единое польско-литовское государство. Следствием этого стало ополячивание большей части литовской знати, преобладание польского языка в общественной жизни. В результате город Вильно и окрестности постепенно стали польскими. Здесь же был основан Польский университет.

На рубеже XIX-XX веков город стал центром литовской, белорусской, еврейской национальной жизни. Однако ведущую роль все равно играли поляки — так, в окрестностях Вильно родился главный герой современной Польши, основатель довоенного польского государства (1918-1939 годы) Юзеф Пилсудский. Когда на волне распада Российской империи в 1918-1920 годах город попытались было объявить столицей Литвы или Литовско-Белорусской ССР, поляки восстали.

Как итог — в 1920-1922 годах в Виленском крае появилось квазигосударство Срединная Литва, в 1923 году присоединившееся к Польше. В 20-30-е годы Вильно был польским городом, хотя литовцы отказывались это признавать и даже отказывались устанавливать с Польшей дипломатические отношения. В состав Литвы Виленский край передал не кто иной, как Советский Союз. Дело было в 1939-м, после заключения пакта Молотова-Риббентропа.

С тех пор уже Вильнюс — столица Литовской ССР, а затем и Литвы. Город десятилетиями заселяли литовцами, однако польский дух в нем остался. Чего стоит только польская святыня — Остробрамская Богоматерь. Да и польская речь сегодня звучит на улицах города примерно с той же частотой, что и литовская. Отказываться от своего национального "я" местные поляки явно не собираются. Тем более теперь, когда за них активно вступилась официальная Варшава.

Ситуацию с литовскими поляками и возможной угрозой целостности Литвы прокомментировал в интервью "Правде.Ру"заведующий отделом стран Балтии Института стран СНГ и Балтии Михаил Александров:

"Положение литовских поляков, может быть, и не самое ужасное — никто их не режет и резать не собирается. Но то, что они, как и русские, подвергаются дискриминации, — факт. И новый школьный закон только усилил эту дискриминацию, ведь он представляет собой шаг к ликвидации образования на языках национальных меньшинств. Так что понятно, почему власти Польши выразили протест по поводу принятия документа. Кстати говоря, и МИД России тоже высказал свое неодобрение.

Действия литовских властей привели к удивительному эффекту. На недавних местных выборах поляки и русские заключили союз и их партии выступили единым блоком, и выступили довольно успешно. Да и выхода другого у них не было — литовские националисты у власти утрачивают чувство реальности. То они судят людей за отрицание "советской оккупации", то им в интернете чудится призрак сепаратизма.

Вряд ли сегодня можно вести разговор об автономии Вильнюсского, или, точнее говоря, Виленского, края. Слишком мало поляков живет в этом районе. Но при изменении геополитического расклада вопрос может встать ребром. В случае развала Евросоюза и НАТО Польша вполне может вспомнить о том, что до 1939 года город принадлежал ей и что подарил его Литве не кто иной, как СССР. А Германия заодно напомнит, что Клайпеда долгие века была немецким Мемелем и тоже СССР ее Литве в итоге передал.

Литва играет с огнем. Она ссорится сразу и с Россией, и с Польшей. В итоге прибалтийская страна может оказаться у разбитого корыта. Польские власти предъявят ей претензии, а Россия за нее не вступится. Выбрать хотя бы надо, с кем ссориться. Почти половина нынешней территории была Литве просто подарена, и помнят об этом многие. Сколько бы литовские власти ни делали вид, что это не так…"

Вадим Трухачев

Источник: Правда.Ру

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также