Папа Римский Бенедикт XVI в своей новой книге "Иисус из Назарета" пытается разрубить один из самых сложных гордиевых узлов межрелигиозных отношений. Он объявил, что две тысячи лет существования христианства евреев несправедливо обвиняли в казни Христа. Нельзя предъявлять такое обвинение целому народу, считает понтифик. И оправдывает евреев: ответственны за распятие не они, а "храмовая аристократия" и "мятежники", повлиявшие на Пилата. Но достаточно ли этого, чтобы антисемитские чувства христиан наконец иссякли?
Евреи в казни Христа невиновны - такова одна из основных мыслей книги-биографии "Иисус из Назарета", вышедшей из-под пера Папы Римского Бенедикта XVI. Нельзя винить целый народ в том, что его представители 2000 лет назад потребовали распять Спасителя. Пора, считает Папа, окончательно снять с иудеев клеймо "богоубийц", долгие века питавшее антисемитские чувства христиан. Иными словами, Церковь снова делает шаг навстречу Синагоге, следуя политике, начатой в прошлом веке. Собственно, еще в 1965 году Второй Ватиканский собор признал, что ответственность за смерть Христа не должна ложиться на весь еврейский народ. А Бенедикт XVI решил подвести под эту мысль богословское обоснование.
В 2009 году он сказал: "Евреи и христиане стремятся сохранить святость таких священных ценностей, как человеческая жизнь, центральная роль семьи, свобода веры и образование молодежи - ради здорового обществ. Эти темы - первые этапы на пути к большему взаимопониманию. Доверие - обязательный элемент. Церковь в дальнейшем должна заниматься истинным примирением между христианами и евреями".
А в своей книге, которая увидит свет 10 марта 2011 года, понтифик продолжает рвать завесы непонимания между сторонниками двух религий. И бьет по самому болезненному вопросу - вековечному обвинению еврейского народа в распятии Христа.
"Неправомочно трактовать Святое писание так, как это принято в современном западном мире, где принято считать, что евреи потребовали распять Христа", - пишет в своей книге Бенедикт XVI. И напоминает, что все первые христиане - апостолы и сама Дева Мария - были евреями. Посему нельзя ненавидеть целый народ за то, что совершили отдельные его представители. Аргумент против антисемитов убедительный. Хотя не новый.
Чтобы вывести евреев из-под удара евангельских слов, Папа предлагает довольно оригинальную трактовку библейских эпизодов. "Разве весь еврейский народ мог присутствовать (при суде Пилата) и требовать смерти Иисуса?" - спрашивает Папа. Весь - не мог, но полагать, что там собрались только сторонники мятежника Вараввы, как это делает Бенедикт XVI, тоже вряд ли можно. Хотя бы потому, что "первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить" (Матф.27:20), чего бы не произошло, если бы там изначально были сплошь мятежники. Они бы без всякого "возбуждения" просили.
Так, известные всему христианскому миру слова еврейской толпы перед дворцом Пилата "кровь Его на нас и на детях наших" (Матф., 27:25) Папа толкует не как готовность нести коллективную ответственность за распятие Христа. Пролитая на кресте Иисусом кровь, "не взывает к отмщению и наказанию, а приносит искупление", - пишет понтифик.
С главой Римской католической церкви в богословских вопросах спорить сложно, что и говорить. Но нельзя не удивиться: ведь по этой логике выходит, что равно спасены и искуплены те ученики, кто стоял у Креста, и те солдаты, которые вбивали гвозди в тело Иисуса. Ведь они были забрызганы одной и той же кровью. А что же личное человеческое соизволение - играет ли оно хоть какую-то роль? "На нас и на детей наших" евреи призывали вовсе не милость искупительной жертвы. Это - вполне откровенное признание своей ответственности перед лицом колеблющегося Пилата, который никак не хотел брать тяжесть кровопролития на себя.
Еврейские общины мнение Папы, разумеется, приветствуют. "Это важный шаг вперед. Это опровержение многовековых богословских оправданий антисемитизма", - заявил Алан Стейнберг, вице президент Американского объединение жертв Холокоста и их потомков.
Утверждение дружбы - дело благородное, никто не спорит. Но невольно задумываешься: приведет ли это к действительному сближению двух религий. Только ли в клейме "богоубийц" дело? Да и сильно ли самих евреев тяготит это "клеймо"? Нужна ли им дружба с Церковью и готовы ли они ради нее что-то делать?
"В еврейской ментальности христианин - это тот, кого лучше избегать. Дети, изучая в школе историю своего народа, узнают о преследованиях евреев христианами. Серьезной проблемой является позиция некоторых работодателей, которые не берут на работу католиков. Бывают проблемы и в школах, где некоторые дети плохо относятся к детям-католикам, тут даже не помогают и усилия воспитателей", - говорит католический священник Славомир Абрамовский, живущий в израильской Хайфе. Ортодоксальные иудеи плюют под ноги священникам, видя на их груди крест. Могут и камнем кинуть.
Доходит до идиотизма: раввины требуют, чтобы в школах математический знак + заменяли на "Т". Причина? Детей, привыкших к плюсу, сложно будет потом научить плевать на крест, говорят раввины. Скажите, нет ли в этом некоего... антихристианизма? Неужели извиняться и уступать должны только христиане?
Давайте скажем откровенно: никто не ненавидит евреев конкретно за то, что когда-то их предки распяли Христа. Ведь никому не приходит в голову ненавидеть потомков тех римлян, которые, собственно, и совершили казнь. "Антилатинистов" в истории никто не припомнит, хотя распоряжение о казни отдал римлянин Пилат, а в Римской империи христиан долгих три века гнали и убивали.
Противостояние христиан и иудеев всегда строилось именно на том, что обе стороны отстаивали свою правоту. Христиане видели в евреях потомков виновников распятия. А иудеи считали, что "правильно распяли", за дело, потому что Ешуа в их представлении - отступник, богохульник, самозваный Мессия и предатель своего народа.
Отношение иудеев ко Христу в полной мере выражено в произведении "Тольдот Иешу", которое по праву зовется антиевангелием. Появилось оно вовсе не в ответ на многовековой антисемитизм христиан - гораздо раньше, в пятом веке. Из истории известно, что евреи и сами инициировали гонения на сторонников Христа, и выдавали христиан римским властям, на казнь. Они были абсолютно уверены, что выжигают из своей среды последователей богохульника, колдуна и лжемессии.
Можно ли преодолеть этот чудовищный разлом и победить антисемитизм разговорами о "большом взаимопонимании", "истинном примирении" и "священных ценностях"? Да никогда. Потому что обратного движения со стороны иудеев нет, а уступки кому-то вовсе не побуждают этого кого-то любить.
Оправдан ли антисемитизм в классическом толковании Писания, не выводящем евреев из-под удара? Безусловно, не оправдан. Христиане просто не имеют морального права ненавидеть евреев: об этом и заповедь о любви к врагам, об этом и молитва Христа на кресте "Отче, прости их, не ведают, что творят". Да и как можно ненавидеть народ, чья кровь текла в жилах и Христа, и Девы Марии, и всех апостолов? Антисемитизм - грех, вне зависимости от того, считать евреев виновниками распятия или не считать. Как и любая другая ненависть, собственно говоря.
Источник: newsinfo.ru