Межгосударственный авиационный комитет пошел на беспрецедентный шаг, опубликовав транскрипцию всех разговоров смоленских авиадиспетчеров. В документах МАКа не оказалось никаких сенсаций. Разве что обилие ненормативной лексики в самый драматичный момент. Стенограмма подтверждает: руководитель полета своевременно предупредил экипаж, что условий для приема на аэродроме "Северный" нет.
"По моим данным, "Тушка" вылетает польская, они к нам не запрашиваются, они летят сами, надо им передать, что нас закрыло. В прогнозе (тумана. - "Известия") не было, откуда он взялся в девять часов, но накрыло капитально, видимость сейчас метров 400", - обстановка на аэродроме "Северный" в ожидании высоких гостей была напряженной. "Земля" прекрасно понимала, что в условиях тумана садиться будет рискованно, и пыталась выяснить, хватит ли у польского борта топлива для ухода на запасной аэродром.
МАК решил выложить стенограмму в ответ на пресс-конференцию главы МВД Польши Ежи Миллера. Варшава попыталась переложить на российских диспетчеров часть ответственности за катастрофу. Якобы они "совершили много ошибок", вовремя не сообщили экипажу об уходе с курса и, вообще, находились под давлением (не ясно только, под чьим именно). При этом поляки привели отдельные реплики россиян. В Москве заявили: вырванные из контекста фразы только извращают общую картину.
Кроме того, Варшава нарушила негласное правило, принятое в мировом авиасообществе при "разборе полетов": не давать преждевременно информацию о диспетчерах. Всем памятна трагедия с сотрудником швейцарской авиакомпании "Скайгайд", погибшим от руки россиянина Виталия Калоева, который потерял семью в авиакатастрофе над Боденским озером. Что касается смоленского крушения, то ни в Варшаве, ни в Москве не закончено следствие по линии генпрокуратур. Однако, чтобы положить конец спекуляциям, МАК был вынужден снять с документов гриф "не для разглашения" и с согласия следственных органов опубликовать их на своем сайте.
Как сказал "Известиям" председатель технической комиссии МАКа Алексей Морозов, это не противоречит Приложению 13 к Конвенции о международной гражданской авиации "Расследование авиационных происшествий и инцидентов", в котором говорится о доведении результатов до общественности. Там, в частности, есть тезис, что ответственность за расследование возлагается на государство, на территории которого произошел инцидент. Его можно толковать и таким образом, что эта страна вправе брать на себя ответственность и за то, как поступать с материалами расследования.
И что же? Распечатки, о которых столько говорили в Польше, только подтвердили версию МАКа. "Оно еще хуже стало, глянь, Паш. Он не зайдет. Ты, главное, дай ему на второй круг, и все. А там дальше сам принял решение, пусть сам решает". Руководитель полета разрешил экипажу снижение лишь до ста метров - высоты принятия решения.
"Раскрыли внутреннюю кухню того, что творилось на диспетчерском пункте, хотя это не принято. Ну и что? Матерные слова там употребляются. Для специалистов тут ничего принципиально нового нет, - поделился с "Известиями" летчик-испытатель Александр Акименков. - Начать с того, что посадку никто не разрешал. "Земля" сказала: "Посадка дополнительно". После этого летчик должен был объявить под запись: "Я принял решение садиться у вас, обеспечьте посадку". Но он ее не запрашивал. При чем здесь диспетчеры? Экипаж должен был заходить вручную, а не на автопилоте".
Пилот гражданской авиации, кандидат технических наук Владимир Герасимов также заметил в беседе с "Известиями", что диспетчер сработал очень четко. "Когда он увидел, что самолет уходит под глиссаду, то не просто информировал об этом экипаж, он дал команду: "Сто первый, горизонт!" Это значит: прекратить снижение и перевести самолет в горизонтальный полет. Все разговоры о том, что это было сделано слишком поздно, - дилетантские. Самолет снижался не с расчетной вертикальной скоростью 3,5 метра в секунду, а более девяти. За какие-то три секунды он опустился ниже шестидесяти метров, то есть попал в капкан, из которого не мог выбраться".
Выводы МАКа также не вызывают у эксперта сомнений. "Я считаю, что расследование МАКа проведено безукоризненно и очень квалифицированно. Для меня это приятная неожиданность, потому что к работе авиакомитета у меня очень много претензий, и я не раз об этом говорил", - признал Владимир Герасимов.
Источник: izvestia.ru