Экономика, медицина, информатика и педагогика стали самыми востребованными направлениями у аспирантов как бюджетной, так и внебюджетной формы обучения. Такие данные RT предоставили в Министерстве образования и науки России, опираясь на итоги вступительной кампании 2016 года. В ведомстве добавили, что на бесплатные места в прошлом году было зачислено около 6,5% от общего количества выпускников специалитета и магистратуры. Как полагают эксперты, рейтинг возглавили те направления, которые, по мнению абитуриентов вузов, дают возможность успешно реализовать себя в будущем.
- РИА Новости
- © Владимир Астапкович
По данным, которые RT предоставили в Министерстве образования и науки, самыми востребованными направлениями у аспирантов в 2016 году стали экономика, медицина, информатика и педагогика. Это касается как бюджетной, так и внебюджетной формы обучения. На бесплатные места в прошлом году было зачислено около 6,5% от общего количества выпускников специалитета и магистратуры.
Такие результаты отражают тренд последних лет, уверен заместитель директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки Александр Арефьев. Картина вряд ли изменится и после подведения итогов вступительной кампании 2017 года, которая закончится в октябре, считает эксперт.
«После подведения итогов вступительной кампании 2017 года, которая завершится в октябре, картина наверняка будет аналогичной 2016 году. Но в ближайшее время набор популярных специальностей может поменяться. Там должно быть больше технических и естественно-научных специальностей, потому что спрос на таких специалистов начинает расти», — заявил Арефьев в беседе с RT.
Член Общественного совета при Министерстве образования и науки, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов в разговоре с RT предположил, что рейтинг специальностей возглавили те направления, которые, по мнению абитуриентов вузов, дают возможность успешно реализовать себя в будущем.
«Топ связан, во-первых, с числом магистрантов, которые заканчивают обучение по аналогичным специальностям. Во-вторых, с представлением в общественном сознании, что аспирантура по этим направлениям позволит быть успешным и востребованным. Что касается педагогики, её популярность связана с выполнением указов президента о повышении заработной платы педагогов. Работа учителем становится всё более популярной, растёт конкурс в педвузы, соответственно, увеличивается проходной балл ЕГЭ для поступающих. Растёт число способных ребят, которые хотели бы продолжить образование в аспирантуре», — обрисовал он ситуацию.
Однако далеко не все поступающие в аспирантуру в дальнейшем связывают жизнь с наукой, отметил Болотов. «Сейчас наблюдается два тренда: академическая линия, когда человек хочет заниматься наукой, и экспертно-аналитическая линия — когда аспирант обучается экспертно-аналитическим компетенциям и собирается продолжать свою деятельность не по научной стезе, а по экспертно-консультативной», — пояснил экс-глава Рособрнадзора.
Ведение научной деятельности является своего рода инвестициями в себя, считает аспирант МГУ Михаил Мыльников.
«Практическая польза одна — это инвестиции в себя. Если при обучении в вузе научная работа затрагивается поверхностно, то здесь получают практические навыки серьёзной научной работы. Преподавание, а также полезные связи в экспертной среде. Есть определённое количество людей, которые после окончания вуза продолжили своё обучение в аспирантуре по инерции, но большинство приходит осознанно», — утверждает Мыльников.
По этой же причине в аспирантуру медицинского вуза на обучение по специальности «патологическая анатомия» поступил и Дмитрий. «Решив для себя, кем хочу стать, я пошёл сначала в ординатуру, в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, по патологической анатомии. Заинтересовался конкретно научной стороной. И так как хотел продолжать свои исследования, которыми занимался, ещё будучи ординатором, пошёл в аспирантуру. После этого, скорее всего, уйду в практику — иначе на зарплату учёного просто не выжить. Но всё-таки есть сильная тяга к науке. Надеюсь, что какое-то время смогу уделять и ей», — рассказал аспирант.
Третью ступень образования выбирают не только ради науки, но и для повышения квалификации, а также улучшения практических навыков. Так поступил преподаватель одной из московских школ, студент-аспирант Лев Долгопольский.
«Сейчас любой учитель должен владеть различными технологиями — планшеты в школах и так далее. Но владеют этим не все. Я хочу развиваться как педагог, разрабатывать свои методики преподавания», — пояснил он.
Как полагает Долгопольский, по специальности «педагогика» в аспирантуру идут прежде всего люди, которые хотят преподавать в вузах, — бакалавриат и магистратура такой возможности не дают.
На экономическую специальность в аспирантуру в следующем году планирует поступить россиянка Марина. Девушка уже получила высшее журналистское образование и уверена, что знания в области экономики помогут ей совершенствоваться в профессиональной деятельности.
«Так получилось, что в бакалавриат и магистратуру я поступала не осмысленно, исходя только из того, чтобы поступить на бюджет и заселиться в общежитие. Сейчас мне хочется получить действительно нужные для жизни знания. Экономическое образование очень ценится. Лично для меня это откроет новые профессиональные горизонты», — считает Марина.
Многие управленцы в государственных организациях и крупных бизнес-структурах являются специалистами в экономике — так объясняет популярность экономического направления в аспирантуре заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС доктор экономических наук Владимир Климанов.
«В отечественной практике экономика включает в себя и классическую экономику, и все вопросы, которые касаются управления. Многие реальные управленцы, которые работают в государственном управлении, в крупном бизнесе, являются специалистами в экономике. Другая причина, она более распространена: в данных науках не нужно проводить дорогостоящие научные исследования, связанные с приборной базой, препаратами, наличием лабораторных исследований», — отметил Климанов.
С 2013 года аспирантура стала третьей ступенью единой системы непрерывного высшего образования после бакалавриата и магистратуры. Выпускникам выдаётся диплом и присваивается квалификация «преподаватель-исследователь». На данный момент ведение научной работы и защита кандидатской диссертации по окончании аспирантуры необязательны. Но в ближайшее время аспирантуру ждут кардинальные перемены.
5 сентября глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева во время встречи с молодыми учёными на полях Восточного экономического форума заявила, что уже принято положение, согласно которому все аспиранты будут защищать диссертации в обязательном порядке. По данным министра, сейчас только 30% выпускников получают учёную степень.
Количество диссертаций за последние четыре года и так существенно сократилось, рассказал RT председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России (ВАК) Владимир Филиппов. Это связано с повышением требований к их защите и оптимизацией диссертационных советов.
«В мае 2016 года вышло сразу две серии постановлений по ВАКу. Там было много инноваций, которые повысили требовательность, организацию и репутационную ответственность учёных. Если в 2012 году защит диссертаций в стране было примерно 27 тыс., то в 2016 году — около 16 тыс. Такое резкое сокращение. А если говорить о количестве диссоветов, то за четыре года их число сократилось на 1 тыс., до 2,2 тыс. Повышая требования, мы отсеиваем тех, кто хочет нечестным, некачественным образом получить степень кандидата и доктора наук. Идёт определённый отсев тех, кто на самом деле не является реальным учёным, кому диссертация, может, и нужна, но для имиджа (как, например, политикам или бизнесменам)», — пояснил Филиппов.
Он добавил, что для привлечения в аспирантуру большего количества студентов, планирующих связать свою жизнь с наукой, необходимо в разы повысить им стипендию, которая сейчас составляет всего 7 тыс. рублей в месяц. При этом он отметил, что за последние десять лет благодаря национальным проектам в образовании материальная база вузов существенно укрепилась.
Источник: rt.com