В одном из школьных классов средней школы уроки биологии в течение целого полугодия были совершенно необычными. В то время как ученики сидели в классе, исследователи записывали их импульсы мозга, проводя беспрецедентное исследование в области нейробиологии. Полученные ими данные показали, что когда ученикам нравился урок и их окружение, их импульсы мозга синхронизировались.
Этот эксперимент, проведенный под руководством нейробиолога из Нью-Йоркского университета Дэвида Поппела, был предпринят с целью применить методы нейробиологии не в лабораторных условиях, а в реальной жизни, для наблюдения за подлинным социальным взаимодействием. «Естественная среда представляет собой беспорядочные, шумные места, где практически невозможно осуществлять надлежащий контроль над экспериментом», — сказала соавтор научного исследования Сьюзан Диккер. С другой стороны, некоторые виды социальной активности бывает трудно и даже невозможно перенести в искусственное пространство лаборатории. Классная комната представляет собой идеальный компромисс: естественная среда взаимодействия, в которой все же возможно обеспечить определённый уровень контроля.
Участвуя в обычном учебном процессе, школьники носили портативные устройства для записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Кроме того, они оценивали учителя, свои впечатления от урока, а также отношения с одноклассниками. Когда ученые проанализировали результаты ЭЭГ, они обнаружили, что импульсы мозга учеников в большей степени синхронизировались друг с другом, когда им нравился урок и учитель. Пары учеников, о которых было известно, что они нравятся друг другу, с большей вероятностью имели синхронизированные импульсы, если они общались перед началом урока.
Авторы выдвигают гипотезу, что эта синхронизация импульсов мозга происходит вследствие феномена, известного под термином «навязывание ритма». «Импульсы нашего мозга связаны со звуковыми волнами и световыми паттернами внешнего мира. Чем больше мы увлечены, тем более тесно наш мозг связан с этими паттернами, – пояснил Диккер, – поэтому если оба сидящих рядом ученика увлечены уроком, их импульсы мозга будут схожими. Именно эта синхронность позволяет нам координировать свои действия друг с другом в повседневных ситуациях, например, идти по улице в одном темпе или переносить диван вниз по лестнице. Это очень важно для взаимодействия между людьми».
Новые научные результаты дали дополнительные доказательства того, что социальный контекст определяет механизм нашего взаимодействия с внешним миром, даже если мы совершаем действия, не являющееся по сути социальным, например, смотрим фильм. Такой подход может применяться в различных направлениях, от тренировки социальных навыков у детей с нарушениями аутистического спектра до улучшения впечатления публики во время концертов.
Диккер также выразила надежду, что полученные группой результаты приведут к тому, что больше исследований будет проводиться за пределами лаборатории, а сама она намерена изучать синхронизацию импульсов мозга в условиях зрительного зала.
«Научное общество весьма скептически относится к нейробиологии в реальных условиях, и вполне обоснованно. В то же время, основываясь на нашем позитивном опыте, другие группы смогут начать подобные исследования с несколько большей уверенностью в том, что они будут не напрасны».