Его представления о правильном мироустройстве
Москвичи и даже политики среднего уровня вторую неделю пытаются расшифровать нового московского мэра Сергея Семёновича Собянина. Кто он, что думает о России, населяющих её людях, любит ли деревню и ненавидит ли город? И ещё под сотню подобных вопросов, из ответов на которые можно было бы пролистать Собянина как книгу.
Но не даёт ответа Сергей Семёнович. И раньше не давал. Закрытый человек, ничего не поделаешь, бывают такие - интроверты.
Да и не надо задавать Собянину такие вопросы. Достаточно покопаться немного в биографиях его предках и боготворимом кумире (Григории Ефимовиче Распутине), чтобы московский мэр раскрылся перед нами даже не как книга, а как комикс – с яркими картинками, как в горячечном сне.
Человека ведь формируют гены родителей (а через них – и более дальних предков), воспитание в семейном кругу и ранние классы школы (если он туда ходит), приспособление под окружающий ландшафт, книжки – и всё это лет до 12-13, до полового созревания. А дальше - мимикрия («жизненный опыт», «профессия»), игра гормонов, смещения позвонков и отделов головного мозга, и прочая физиология. Вставь позвонок, введи взрослого, благоразумного человека в гипноз (отслои шелуху) – и вот перед вами снова ребёнок лет 7-8, какой он есть на самом деле.
Так вот, Сергей Семёнович Собянин 7-8 лет – это запрятавшийся от Антихриста ребёнок, и выжидающий, когда его позовёт труба Архангела Гавриила крушить кровавую «вертикаль власти», насаженную Иваном Грозным и всеми следующими царями-президентами, как кол, на тело матушки-Руси.
Именно так жили предки нового московского мэра последние 400, а то и 600 лет.
По отцовской линии Собянины бежали из Великого Новгорода, от Ивана IV или даже Ивана III, пришедших туда изничтожать город-демократию. С ними бежали и тысячи других новгородцев – в основном на Вятку, где они образовали знаменитую «пиратскую республику» XV века. Но и туда добрались железные руки московских великих князей, и тогда потомки новгородцев разошлись на два потока: одни ушли в Средневолжье, а позднее оттуда на Дон, где положили начало вольнолюбивым донским казакам, другие – в пермские леса, где затаились в общинах до лучших времён. Первые стали воинами-пиратами, вторые – созерцателями и размышленцами. Известное разделение: кшатрии и брахманы.
Разумеется, и те и другие не приняли церковную реформу Никона, и остались в старой вере, старообрядцами.
Старообрядцы двух ветвей вольнолюбивых новгородцев пересеклись в самом Сергее Семёновиче Собянине: к пермякам примешалась кровь уральских казаков по маме (по фамилии Уланова). Уральские казаки, кстати, среди всего вольного сословия (или даже нации) отличались наибольшей «инородческой» примесью: согласно исследованию этнографа Бориса Соловьёва, к 42% русских там примешаны башкиры, татары, казахи. Отсюда, кстати, и несколько «восточная» внешность Сергея Семёновича. Но и пермская его ветвь не оставила в чистоте первоначальную «славянскость». Скрываясь от Романовых в уральских лесах, они перемешались с коми-пермяками (а вовсе не с манси – это легенда была придумана его конкурентом по тюменским выборам Рокицким), что позволило их даже выделить в отдельную группу так называемых «язьвинских пермяков».
Кстати, сегодня «исследователи» из политологов неправильно трактуют и этимологию фамилию Собянина, дескать она произошла от старорусского «соха». Вот как «переводят» эту фамилию этнографы:
«Значения: 1. Все своё - имущество, богатство, скот. 2. Личные качества человека - нравственные, духовные; свойства. 3. Собственность. 4. Сущность. 5. Личность, самость, суть человека.
На основе этого слова развилось большое словообразовательное гнездо. Собина - достояние, скот, приданое. Опять же собина или собинка - ласковое обращение «Милый, дорогой». Материнская собинка - наследство от матери. Собный - собственный, собное имя - собственное имя. Собство - свойство, особенность. Собник, собенник, собенница - владелец, обладатель, хозяин. Собинник - любимчик. Собенник, собинник, собиняк - специально испеченный для кого-нибудь пирожок. Собинка - особая сумка для хранения сугубо личных вещей.
Собить - собирать, собиться - собираться, намереваться. Собливый, собистый, собчивый (от этого слова мы видим происхождение фамилии Собчак) - корыстный, копящий собину, а также зажиточный.
Мы встречаем фамилии Собянин, Собенин, Собенников, Собин, Собинин, Собинников, Собинов, Собков, Собиняков, Собко, Собцев, Собчак, Собчаков, Собчанов, Собчук».
Старообрядческое отношение к миру – не принимать власть, захваченную Антихристом, быть ближе к Богу работой – отец, а через него дед Собянины передали и Сергею Семёновичу. В одном из своих редких интервью новоиспечённый мэр вспоминал: «Дед был необычайно крепким человеком, прожил больше ста лет - и за всю жизнь ни разу не обращался к врачам. Уже на склоне лет продолжал в одиночку хаживать в тайгу с охотничьим ружьем. В общем крепко стоять на земле - это у вас от предков. Они умеют не только грамотно хозяйствовать, но и держать удар, а потом начинать все сначала. Того же деда Уланова раскулачили и сослали через Тобольск - в Сибирь. Пришлось заново строить своими руками дом, обживать новое место. Это было в Березове, глухом по тем временам таежном поселке, где и сошлись две фамильные ветви».
Его дед до самой смерти носил старообрядческий крест, и не признавал ни власть царей-Романовых, ни последующую сталинско-советскую ветвь абсолютизма. Сохранился опрос Фёдора Собянина из одной этнографической экспедиции:
«В нашей деревне школы не было, нужно было ехать в село за 9 км, но отец не отпускал. Говорил, там никонианской вере учат и в школу ходить грешно. Обучением - и то немногих - мальчиков занимались начетчики или просто грамотные старики. Вся учеба сводилась к тому, чтобы научить детей читать по-церковнославянски богослужебные книги. Последние обычно поставляли чердынские купцы. Однако получило распространение переписывание книг от руки. Так, на Илыче в пустыне жили братья Бажуковы (умерли в 1-м десятилетии XX в.), которые ездили специально в Москву покупать книги для переписки. Писали их тетеревиным пером, а чернила изготовляли из сока ягод и смолы. В Бердыше таким богомазом считался Ардамон Федорович Епаншин, который не работал, а все время проводил в молитвах и переписке книг».
Есть воспоминания и о брате деда Сергея Семёновича, Андрее, который до смерти Сталина скрывался в скиту, в котором занимался переписыванием старых книг.
«Рукописная традиция в верхнем течении р. Колвы сохранилась вплоть до 50-х годов нашего столетия. Только несколько лет тому назад вышел из скита Александр Собянин, который в 40-х годах занимался «списыванием» старинных книг в лесном скиту. Затем вышел на свет, стал рукодельничать. «Этот крепкий и умный старик, опытный охотник и рыболов, является также мастером поделок из дерева. Он искусно вырезывает из свала солонки, ложки и снабжает изделиями своего труда целую округу», - описывали его этнографы.
В школе, сначала в селе Няксимволь, а потом и в Берёзове Сергея Семёновича прозвали «Пескарь». И ничего зазорного в этом нет. В русской этимологии пескарь означает тихого, умеренно-аккуратного существа, украинцы называют его «столбец». Весь образ жизни этой рыбки напоминает старообрядческое затаение. В описании образа жизни пескаря есть и описание будущей жизни Собянина: «Пескарь ведет вполне дневной образ жизни и никогда не плавает ночью, а лежит тогда неподвижно на дне, упираясь грудным, брюшным и заднепроходным плавниками, как на подпорках. Как рыба донная, пескарь всегда отыскивает пищу на дне. Обыкновенно он кормится мелкими червячками, насекомыми, рачками, такими мелкими, как циклопы и дафнии, также частицами сгнивших органических веществ, которые добывает себе из песка или ила. При этом усики, вероятно, оказывают пескарю большую услугу. В иле же он добывает себе мотыля, который в конце лета, кажется, составляет едва ли не главную пищу этой рыбы». Примерно так же, вгрызаясь буровыми «усами», Сергей Семёнович добывал потом нефть, тоже сгнившие органические вещества.
Собянины были старообрядцами-беспоповцами часовенного согласия, их ещё называли «стариковцы» и «кержаки». Не будем углубляться в теологические особенности согласия, а просто приведём понятную, бытовую сторону их веры:
«Неприятие телевидения, радио, употребления кофе, чая, картофеля, запрет на пользование электричеством и т.п. Долгое время принимались лишь переписанные от руки книги, однако с недавних пор стали пользоваться и ксерокопиями».
Или вот ещё:
«Беспоповское состояние повлекло за собой принятие часовенными многих чисто беспоповских представлений: о духовном пришествии антихриста (хотя есть утверждающие, что он пришел чувственно), о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви и в государстве, о допустимости самосожжений в случае преследований со стороны власти (самоможжения отмечались на Саянах еще в 1940-х гг.), о недопустимости общения, главным образом, в молитве и ядении) с замирщенными и, в особенности, с кадровыми (так часовенные именуют всю номенклатуру, начиная от уровня сельсовета и выше), о недопустимости получения паспортов, пенсий».
А потом журналисты и политологи удивляются молчаливости, затаённости Сергея Семёновича – с ними ведь недолго и замирщиться, да так, что антихристовы отметины не отмолишь.
Нет ничего удивительного и в том, что Собянин, став взрослым, избрал своим кумиром Григория Ефимовича Распутина. Старец ведь не только совершал чудеса – лечил и предсказывал, но и был видным затаённым государственным деятелем.
Став губернатором Тюменской области, Сергей Семёнович способствовал возрождению среди простого народа культа Распутина, а за народом прикоснуться к чудесным артефактам старца в село Покровское потянулась и номенклатура.
Назвав Григория Распутина «частью истории региона и мировым брендом», губернатор Собянин благословил программу развития села Покровское, стоящего примерно посредине трассы Тюмень–Тобольск.
Создательница и директор музея Григория Распутина, Марина Юрьевна Смирнова, рассказала «Свободной прессе» о роли Собянина в возрождении памяти старца:
«Сергей Семёнович выделил нам беспроцентный кредит, 1,5 млн. рублей. И потом, когда музей открылся, очень он помогал. Потом мы и премию путешественников имени Сенкевича получили. Во многом благодаря Собянину музей Григория Ефимовича стал известен и среди больших людей. Посидеть на распутинский стул к нам приезжал вице-премьер правительства Игорь Иванович Шувалов, глава Роснано Анатолий Борисович Чубайс».
В первую очередь, конечно, номенклатура едет посидеть на знаменитом распутинском стуле-«Виагре». Его так называют за чудодейственные свойства: мужчинам он придёт физическую силу и удачу, женщин лечит от бесплодия. В своё время старец вылечил этим стулом сотни людей. «В практическом применении у стула открылось еще одно свойство. Он очень способствует карьере. Бывший губернатор, а теперь глава кремлевской администрации Сергей Собянин при посещении музея не погнушался присесть на музейный экспонат, и теперь он – один из самых влиятельных людей в стране! – Я недавно узнала, что даже оператор, который снимал тот визит Собянина, теперь работает в Москве на «Первом канале»!», - так описывают свойства волшебного стула.
А вот как запомнился местным жителям визит в музей Распутина Анатолия Борисовича Чубайса:
«Чубайс оказался человеком не менее эмоциональным, нежели сама Марина Смирнова, и они горячо спорили о личности Распутина и его значении в истории. Во мнениях не сошлись, однако расстались довольными друг другом. Более того, через дня два домой Смирновой курьер доставил телеграмму от Анатолия Чубайса с благодарностями за яркую эксурсию и сохранение уникального музея»
Ещё одним артефактом, поклонение которому вошло в моду при Собянине-губернаторе – это мамонтёнок Дима, отрытый в своё время из тюменской земли. Будем надеяться, что когда-то станет известно, как пользу можно извлечь от прикосновения к нему.
Не задавайте больше вопросов Сергею Семёновичу. Изучайте лучше старописные книги, жития старцев и скитников, и ископаемых земли Русской.
20 октября 2010 года 00:24 | Павел Пряников
Источник: svpressa.ru