26 июля 2010 года исполняется десять лет с того дня, как МКС начала работу на орбите.
Международная космическая станция (МКС) – крупнейший научно-технический проект современности. В нем участвуют 16 стран: Россия, США, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция, Швейцария, Великобритания и Бразилия. Каждая из них вносит свой весомый вклад в его реализацию, а широкая кооперация обеспечивает сокращение сроков и затрат.
В основу создания МКС был положен опыт успешного функционирования российских пилотируемых орбитальных станций и американской многоразовой космической системы "Шаттл".
Создание Международной космической станции непосредственно на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 г. запуском с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" ее первого модуля – функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря", созданного на Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В Хруничева.
В декабре 1998 г. корабль "Индевор" STS-88 вывел на орбиту соединительный модуль Node-1 ("Юнити" (Unity) – "Единство") и состыковал его с ФГБ "Заря".
В июле 2000 г. российская ракета-носитель "Протон-К" успешно вывела на расчетную околоземную орбиту третий модуль для МКС – служебный модуль (СМ) "Звезда", который 26 июля 2000 г. был состыкован с модулями "Заря" – "Юнити".
По своему назначению СМ "Звезда" является основой российского сегмента МКС. Он обеспечивает деятельность экипажа и управление станцией с регулярно меняющейся конфигурацией. На этапе развертывания МКС СМ "Звезда" служил базовым блоком всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа.
После успешной стыковки модуля "Звезда" Международная космическая станция была готова принять длительные экспедиции. До этого МКС была только эпизодически посещаемой. Экипажи кораблей "Спейс шаттл", в состав которых, кроме американских астронавтов, включались космонавты России и других стран, доставляли на станцию оборудование для ее дооснащения, проводили необходимые регламентно-профилактические работы.
2 ноября 2000 г. на корабле "Союз ТМ-31" на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции (МКС-1) – Уильям Шепард (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалев (бортинженер). С этого дня МКС стала постоянно обитаемой станцией. На ее борту, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты.
Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей "Спейс шаттл". Российские корабли "Союз", имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции. Постоянно на МКС находился один из таких кораблей-спасателей. Их замена осуществлялась через полгода во время полётов российских экспедиций посещения.
В 2001 г. в состав МКС были введены американские лабораторный модуль "Дестини" (Destiny – "Судьба") и шлюзовая камера "Квест" (Quest – "Поиск") и российский стыковочный отсек "Пирс", выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос.
В последующие годы был развернут энергетический узел мощных солнечных батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором Canadаrm-2.
Снабжение МКС осуществляется с помощью российских пилотируемых кораблей типа "Союз" и автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс", а также американских кораблей системы "Спейс шаттл". Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо, необходимое для осуществления маневров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.
В связи с произошедшей 1 февраля 2003 г. катастрофой американского корабля "Колумбия", в которой погибли все 7 членов экипажа, были приостановлены полеты и других кораблей системы "Спейс шаттл": "Индевор", "Атлантис", "Дискавери". Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС. Работоспособность станции до возобновления полетов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств.
В 2005 г. полеты кораблей системы "Спейс шаттл" возобновились, и строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие ее энерговооруженность. В октябре 2007 г. на МКС был доставлен изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node?2, называющийся "Хармони" (Harmony – "Гармония"), который был в ноябре поставлен на осевой порт модуля "Дестини". По своему назначению Node-2 является соединительным узлом между тремя лабораторными модулями: американским "Дестини", европейским "Колумбус" (Columbus) и японским "Кибо" (Kibo – "Надежда"). Кроме того, осевой стыковочный узел Node-2 стал основным причалом для шаттлов.
В декабре 2007 г. на МКС был доставлен Европейский лабораторный модуль "Колумбус", предназначенный для постоянной работы в составе МКС. В 2008-2009 гг. в состав МКС вошел японский модуль "Кибо".
В ноябре 2009 г. продолжилось строительство российского сегмента МКС – к СМ "Звезда" пристыковался малый исследовательский модуль МИМ?2 "Поиск".
В феврале 2010 г. на МКС был доставлен жилой модуль Node 3 "Транквилити" (англ. tranquility – спокойствие), в котором находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания. Кроме этого в "Транквилити" имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав. Он пристыковывается к модулю "Юнити". К нижнему стыковочному узлу "Транквилити" пристыковывается модуль панорамного обзора "Купол", который тоже был доставлен в феврале 2010 г. Производителем Node 3 и "Купола" является франко-итальянская компания Thales Alenia Space.
В мае 2010 г. американским космическим челноком "Атлантис" был доставлен на МКС и успешно пристыкован к функционально-грузовому блоку "Заря" российский малый исследовательский модуль "Рассвет" (МИМ-1), который пополнил российскую лабораторную "группировку" станции. Модуль "Рассвет" предназначен для проведения биотехнологических и материаловедческих экспериментов. На "Рассвете" будут организованы 5 рабочих мест для проведения научных экспериментов. Четыре из них будут стационарными, а одно – универсальным. Пятое место предназначено для размещения различной научной аппаратуры. Кроме того, модуль оснащен стыковочным узлом.
29 мая 2009 г. экипаж МКС был увеличен с трех до шести человек.
Со времени начала строительства станции по состоянию на 31 марта 2010 г. на ее борту побывали 189 человек – граждане США, России, Канады, Италии, Франции, Японии, ЮАР, Бельгии, Испании, Нидерландов, Бразилии, Германии, Швеции, Малайзии и Республики Корея.
МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 км, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 гг.
Управление полетом МКС осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном г. Королёве и американского в г. Хьюстоне, штат Техас. В каждом Центре постоянно находятся рабочие группы специалистов другой страны. Эти группы подстраховывают свои ЦУПы на случай каких-либо сбоев в их работе.
Работу входящих в состав МКС лабораторных модулей – европейского "Колумбус" и японского "Кибо" – контролируют соответственно Центры управления Европейского космического агентства (г. Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (г. Цукуба, Япония).
По плану строительство станции должно быть завершено к 2011-2012 гг. Вес станции после завершения ее строительства составит приблизительно 400 т.
МКС используется для проведения медико-биологических исследований, производства высокотехнологичных материалов и биопрепаратов, изучения поведения организма человека в условиях длительного космического полета, исследований микрогравитации и астрофизики, изучения атмосферы и поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и для прикладных целей, отработки технологии строительства в космосе крупных сооружений и осуществления межпланетных перелетов.
Международная космическая станция (МКС) – крупнейший научно-технический проект современности. В нем участвуют 16 стран: Россия, США, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция, Швейцария, Великобритания и Бразилия. Каждая из них вносит свой весомый вклад в его реализацию, а широкая кооперация обеспечивает сокращение сроков и затрат.
В основу создания МКС был положен опыт успешного функционирования российских пилотируемых орбитальных станций и американской многоразовой космической системы "Шаттл".
Создание Международной космической станции непосредственно на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 г. запуском с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" ее первого модуля – функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря", созданного на Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В Хруничева.
В декабре 1998 г. корабль "Индевор" STS-88 вывел на орбиту соединительный модуль Node-1 ("Юнити" (Unity) – "Единство") и состыковал его с ФГБ "Заря".
В июле 2000 г. российская ракета-носитель "Протон-К" успешно вывела на расчетную околоземную орбиту третий модуль для МКС – служебный модуль (СМ) "Звезда", который 26 июля 2000 г. был состыкован с модулями "Заря" – "Юнити".
По своему назначению СМ "Звезда" является основой российского сегмента МКС. Он обеспечивает деятельность экипажа и управление станцией с регулярно меняющейся конфигурацией. На этапе развертывания МКС СМ "Звезда" служил базовым блоком всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа.
После успешной стыковки модуля "Звезда" Международная космическая станция была готова принять длительные экспедиции. До этого МКС была только эпизодически посещаемой. Экипажи кораблей "Спейс шаттл", в состав которых, кроме американских астронавтов, включались космонавты России и других стран, доставляли на станцию оборудование для ее дооснащения, проводили необходимые регламентно-профилактические работы.
2 ноября 2000 г. на корабле "Союз ТМ-31" на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции (МКС-1) – Уильям Шепард (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалев (бортинженер). С этого дня МКС стала постоянно обитаемой станцией. На ее борту, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты.
Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей "Спейс шаттл". Российские корабли "Союз", имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции. Постоянно на МКС находился один из таких кораблей-спасателей. Их замена осуществлялась через полгода во время полётов российских экспедиций посещения.
В 2001 г. в состав МКС были введены американские лабораторный модуль "Дестини" (Destiny – "Судьба") и шлюзовая камера "Квест" (Quest – "Поиск") и российский стыковочный отсек "Пирс", выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос.
В последующие годы был развернут энергетический узел мощных солнечных батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором Canadаrm-2.
Снабжение МКС осуществляется с помощью российских пилотируемых кораблей типа "Союз" и автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс", а также американских кораблей системы "Спейс шаттл". Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо, необходимое для осуществления маневров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.
В связи с произошедшей 1 февраля 2003 г. катастрофой американского корабля "Колумбия", в которой погибли все 7 членов экипажа, были приостановлены полеты и других кораблей системы "Спейс шаттл": "Индевор", "Атлантис", "Дискавери". Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС. Работоспособность станции до возобновления полетов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств.
В 2005 г. полеты кораблей системы "Спейс шаттл" возобновились, и строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие ее энерговооруженность. В октябре 2007 г. на МКС был доставлен изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node?2, называющийся "Хармони" (Harmony – "Гармония"), который был в ноябре поставлен на осевой порт модуля "Дестини". По своему назначению Node-2 является соединительным узлом между тремя лабораторными модулями: американским "Дестини", европейским "Колумбус" (Columbus) и японским "Кибо" (Kibo – "Надежда"). Кроме того, осевой стыковочный узел Node-2 стал основным причалом для шаттлов.
В декабре 2007 г. на МКС был доставлен Европейский лабораторный модуль "Колумбус", предназначенный для постоянной работы в составе МКС. В 2008-2009 гг. в состав МКС вошел японский модуль "Кибо".
В ноябре 2009 г. продолжилось строительство российского сегмента МКС – к СМ "Звезда" пристыковался малый исследовательский модуль МИМ?2 "Поиск".
В феврале 2010 г. на МКС был доставлен жилой модуль Node 3 "Транквилити" (англ. tranquility – спокойствие), в котором находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания. Кроме этого в "Транквилити" имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав. Он пристыковывается к модулю "Юнити". К нижнему стыковочному узлу "Транквилити" пристыковывается модуль панорамного обзора "Купол", который тоже был доставлен в феврале 2010 г. Производителем Node 3 и "Купола" является франко-итальянская компания Thales Alenia Space.
В мае 2010 г. американским космическим челноком "Атлантис" был доставлен на МКС и успешно пристыкован к функционально-грузовому блоку "Заря" российский малый исследовательский модуль "Рассвет" (МИМ-1), который пополнил российскую лабораторную "группировку" станции. Модуль "Рассвет" предназначен для проведения биотехнологических и материаловедческих экспериментов. На "Рассвете" будут организованы 5 рабочих мест для проведения научных экспериментов. Четыре из них будут стационарными, а одно – универсальным. Пятое место предназначено для размещения различной научной аппаратуры. Кроме того, модуль оснащен стыковочным узлом.
29 мая 2009 г. экипаж МКС был увеличен с трех до шести человек.
Со времени начала строительства станции по состоянию на 31 марта 2010 г. на ее борту побывали 189 человек – граждане США, России, Канады, Италии, Франции, Японии, ЮАР, Бельгии, Испании, Нидерландов, Бразилии, Германии, Швеции, Малайзии и Республики Корея.
МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 км, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 гг.
Управление полетом МКС осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном г. Королёве и американского в г. Хьюстоне, штат Техас. В каждом Центре постоянно находятся рабочие группы специалистов другой страны. Эти группы подстраховывают свои ЦУПы на случай каких-либо сбоев в их работе.
Работу входящих в состав МКС лабораторных модулей – европейского "Колумбус" и японского "Кибо" – контролируют соответственно Центры управления Европейского космического агентства (г. Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (г. Цукуба, Япония).
По плану строительство станции должно быть завершено к 2011-2012 гг. Вес станции после завершения ее строительства составит приблизительно 400 т.
МКС используется для проведения медико-биологических исследований, производства высокотехнологичных материалов и биопрепаратов, изучения поведения организма человека в условиях длительного космического полета, исследований микрогравитации и астрофизики, изучения атмосферы и поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и для прикладных целей, отработки технологии строительства в космосе крупных сооружений и осуществления межпланетных перелетов.
Источник: РИА Новости