«Учительская газета»: Добродетели и пороки. Как проходит «эксперимент» с преподаванием религии в Свердловской области
Свердловская область вошла в число территорий, где проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В области 35154 четвероклассника. Первичное распределение по модулям было проведено еще осенью. Большинство - 19169 человек - выбрали «Основы светской этики». На втором месте по предпочтениям оказался модуль «Основы мировых религиозных культур» - 8079 человек, затем - «Основы православной культуры» - 7226 человек, «Основы исламской культуры» - 459, «Основы буддийской культуры» - 116, «Основы иудейской культуры» - 99 человек.
К весне, когда новый предмет начал экспериментальную жизнь, ситуация несколько изменилась. В большинстве школ областного центра из возможных шести модулей были выбраны три первых.
Каждый урок - открытие
...На столах перед учениками - новые яркие учебники. Еще до урока учитель разложил таблички, которые им предстоит заполнить, и сетки кроссвордов с центральным словом «религия», которые нужно будет составить. Мальчик на последней парте торопит события и, не дожидаясь задания, быстро вписывает в клеточки имя основателя иудаизма Авраама. Тема занятия - «Возникновение религий».
В екатеринбургской общеобразовательной школе №121 самым массовым модулем нового предмета стал «Основы мировых религиозных культур». Из 68 четвероклассников его выбрали 29 человек. «Основы светской этики» предпочел 21 ученик, «Основы православной культуры» - 18. Дети увлеченно слушают педагога - Татьяну Викторовну Попову, учителя начальных классов. Часы на знакомство с религиями были выделены за счет сокращения спецкурса «Речь и культура общения». Сейчас учитель рассказывает о зарождении христианства, ислама, буддизма. Тема непростая и почти новая для десятилетних. Правда, в предмете «Окружающий мир» есть близкие блоки, где дается общее понятие религии, но здесь речь идет об истории, о сути, об основателях мировых конфессий. Курс высокоинформативный, требуется и понимание, и запоминание.
- Давайте подведем итоги урока. Объясните, почему эти религии называют мировыми?
Дети работают активно, вижу с десяток поднятых рук. Сережа даже привстал, ему не терпится высказаться:
- Потому что они распространились не в одной, а во многих странах сразу!
...Домашнее задание достается и родителям: спецкурс изначально предполагал включение в обучение всех членов семьи. Ведь и выбор модуля школьники в большинстве случаев делали не самостоятельно, а всей семьей. Спрашиваю ребят, почему они захотели изучать основы мировых религиозных культур.
- Потому что я узнаю сразу про все религии, а не какую-то одну.
- Мы ездим отдыхать в разные страны, и мне интересно, где во что верят.
- Здесь мы получим много новых знаний.
Выбирать пришлось не только ученикам, но и педагогам. Были и страхи, и опасения. Впрочем, Татьяна Викторовна сразу почувствовала интерес к предмету: еще во время учебы в Свердловском областном педколледже (в школе она работает четвертый год) ей нравилась философия.
«Информации по мировым религиям много, приходится ее сортировать. Сейчас мы осваиваем азы предмета, со временем у детей станет больше самостоятельной работы. Будем менять форму урока: например, разделимся на группы, чтобы каждая презентовала одну из религий.
«Дай попробовать - и я пойму»
В екатеринбургской гимназии №2, оценив важность нового курса, ведение самых массовых модулей взяли на себя руководители. Директор гимназии преподает основы мировых религиозных культур, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы - основы светской этики.
...В классе тесно, на основы светской этики подали заявления 33 человека, несколько учеников сидят на банкетках. Неудобства явно никто не испытывает: атмосфера в классе комфортная, доброжелательная. Может быть, потому, что урок начался с музыки? Ирина Германовна Ефимчук ввела такую привычку с первого класса: «вхождение в день» с добрых слов и красивых звуков.
Тема урока звучит просто и сложно одновременно: «Добродетели и пороки». Слушаю, что говорят четвероклассники: если бы не видела детей своими глазами, могла бы подумать, что выступают люди постарше. Узнаю, что в Древней Греции, где были заложены основы этических представлений, первейшими почитались следующие добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Современные десятилетние россияне рассуждают, что же такое мудрость. Задачка годится и для взрослых: кто из нас с легкостью даст определения таким, казалось бы, привычным понятиям?
- Это большой опыт, много знаний, - высказывает мнение Аня.
- Мудрость - больше чем знания, мудрый человек - он философ, он не совершает необдуманных поступков, - добавляет Миша и разграничивает понятия «ум» и «мудрость». Учитель подводит итог выводам учеников: «мудрость - это способность грамотно применять знания».
Ирина Германовна наполняет занятие притчами, позитивными советами, которые так и хочется зафиксировать и повторять каждый день. Аналогов подобным предметам у нас до сих пор не было. Все, что я вижу и слышу, выглядит чрезвычайно жизненным и нужным, базовым для формирования человека. Но понимаешь, как много в преподавании подобных дисциплин зависит от личности педагога: не каждый найдет убедительные слова в разговоре о добре и зле, не скатываясь в морализаторство.
«Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Дай попробовать - и я пойму». Особенно нравятся школьникам интерактивные элементы занятия: добродетели и пороки они демонстрируют через театрализованные сценки, подготовленные дома компьютерные презентации. В завершение урока дети получают тексты восточных притч, обсуждают их, вспоминают ситуации из собственной жизни, к которым подошли бы эти поучительные истории.
Гимназия №2 выделяется на образовательной карте Екатеринбурга. Она среди лидеров по показателям учебы, имеет высокий рейтинг у родителей. Здесь осуществляется углубленное изучение иностранных языков, сильны математические дисциплины, а думать, рассуждать детей учат с первых учебных дней. Спецкурс «Введение в школьную жизнь» для первоклассников, который существует в гимназии несколько лет, можно назвать прообразом «Основ светской этики».
Вопрос о том, в каком классе вести новый предмет, до сих пор вызывает споры. Почему именно четвертые-пятые? Психологи говорят, что в этом возрасте еще не развито критическое мышление, идет набор информации, которая будет переработана позже. Подросткам подобный спецкурс был бы интереснее, хотя преподавать его было бы сложнее и даже «взрывоопаснее». Лично я не обнаружила неготовности десятилетних воспринимать этические заповеди. Начинать нравственное воспитание никогда не рано, но может быть поздно.
«Один человек решил изменить мир, но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить город, но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить семью, но в семье столько человек, а он один. И тогда он решил изменить самого себя». Называется эта замечательная притча, прозвучавшая на уроке «Основы светской этики», «Как изменить мир».
За единый курс
«Что бы вы делали, если бы несколько человек захотели прослушать курс буддизма или иудаизма? Я задавала этот вопрос в тех школах, которые посетила. Ответ звучал следующий: «Если бы даже один или два человека изъявили желание изучать данные модули, им была бы предоставлена такая возможность».
Рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательному процессу первых - пятых классов школы №121 Вера Николаевна Исаева:
- При первичном распределении по модулям, еще в первой четверти, у нас было два «отказника». Родители опасались, что новый курс будет насаждать их детям определенное вероисповедание. Но со временем обе семьи пересмотрели свое решение. Был развеян миф о том, что уроки по православию или другим религиям будут вести священнослужители. Нет, только специально подготовленные педагоги. Теперь и дети знают, что есть статья Конституции, защищающая свободу совести, вероисповедания. После того как учителя прошли обучение, были проведены презентации спецкурсов, на которых присутствовали родители. Им раздали брошюрки, показали учебники. Сейчас родители смотрят на спецкурс позитивно и удивляются, почему его не было раньше.
Государство, надо сказать, качественно подготовилось к введению нового предмета. Учебники написаны доходчиво и по существу, они богато иллюстрированы, выглядят современно. Занятия ведутся с помощью цифровых носителей информации, используются интерактивные доски. Все это повышает доверие школьников к предмету, особенно им нравится, что, кроме учебников, были выданы компьютерные диски, и домашнее задание часто выполняется в цифровом формате.
В дни весенних каникул в Свердловской области прошли повышение квалификации 2377 педагогов при содействии Института развития регионального образования. Сначала - лекционные занятия, курс, общий для всех, затем - работа по модулям. В итоге недостатка в специалистах нет.
А сомнения все-таки остались. Уже никто не паникует, что в школе, светском заведении, преподается Закон Божий - это попросту не соответствует действительности. Не дискутируется вопрос об уместности дисциплины в учебном расписании. Большинство родителей, которые ознакомились с программами, оценивают курс позитивно. Мне даже довелось услышать: «Как жаль, что другие мои дети уже выросли, им знания по этике и истории религий тоже не помешали бы». Но само разделение курса на модули вызывает много несогласий.
А вот что думает директор гимназии Татьяна Ильинична Бетчер:
- Новый учебный курс в целом носит культурологический и этический характер. Для всех без исключения учеников важны обе его составляющие: и основы этики, и основы мировых религиозных культур. Не случайно в них присутствуют общие темы (первый урок посвящен Родине) и общие нравственные заповеди. Это как две половины одного целого, зачем их разделять, тем более по конфессиям?
Точку зрения Татьяны Ильиничны разделяют ряд педагогов. Не нужно ставить ребенка и его семью перед выбором. Выбор всегда предполагает альтернативу: получишь одно - не получишь другое. Здесь же важно и одно, и другое. Что мешает построить обучение таким образом, чтобы в четвертом классе, например, все дети изучали этику (курс, рассчитанный на умение рассуждать, формирование нравственных понятий), а в пятом - основы мировых религий (где много информации и новых знаний)? Разделение же по конфессионным интересам вовсе не обязательно должно происходить в стенах школы.
Не разделять, а соединять людей нужно сегодня. Разделение не соответствует нерву времени, идет вразрез с общемировыми тенденциями и социальными трендами. Предмет только выиграет, если станет целостным.
Марина РОМАНОВА,
Свердловская область,
«УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА», 12 мая 2010 г.
Свердловская область вошла в число территорий, где проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В области 35154 четвероклассника. Первичное распределение по модулям было проведено еще осенью. Большинство - 19169 человек - выбрали «Основы светской этики». На втором месте по предпочтениям оказался модуль «Основы мировых религиозных культур» - 8079 человек, затем - «Основы православной культуры» - 7226 человек, «Основы исламской культуры» - 459, «Основы буддийской культуры» - 116, «Основы иудейской культуры» - 99 человек.
К весне, когда новый предмет начал экспериментальную жизнь, ситуация несколько изменилась. В большинстве школ областного центра из возможных шести модулей были выбраны три первых.
Каждый урок - открытие
...На столах перед учениками - новые яркие учебники. Еще до урока учитель разложил таблички, которые им предстоит заполнить, и сетки кроссвордов с центральным словом «религия», которые нужно будет составить. Мальчик на последней парте торопит события и, не дожидаясь задания, быстро вписывает в клеточки имя основателя иудаизма Авраама. Тема занятия - «Возникновение религий».
В екатеринбургской общеобразовательной школе №121 самым массовым модулем нового предмета стал «Основы мировых религиозных культур». Из 68 четвероклассников его выбрали 29 человек. «Основы светской этики» предпочел 21 ученик, «Основы православной культуры» - 18. Дети увлеченно слушают педагога - Татьяну Викторовну Попову, учителя начальных классов. Часы на знакомство с религиями были выделены за счет сокращения спецкурса «Речь и культура общения». Сейчас учитель рассказывает о зарождении христианства, ислама, буддизма. Тема непростая и почти новая для десятилетних. Правда, в предмете «Окружающий мир» есть близкие блоки, где дается общее понятие религии, но здесь речь идет об истории, о сути, об основателях мировых конфессий. Курс высокоинформативный, требуется и понимание, и запоминание.
- Давайте подведем итоги урока. Объясните, почему эти религии называют мировыми?
Дети работают активно, вижу с десяток поднятых рук. Сережа даже привстал, ему не терпится высказаться:
- Потому что они распространились не в одной, а во многих странах сразу!
...Домашнее задание достается и родителям: спецкурс изначально предполагал включение в обучение всех членов семьи. Ведь и выбор модуля школьники в большинстве случаев делали не самостоятельно, а всей семьей. Спрашиваю ребят, почему они захотели изучать основы мировых религиозных культур.
- Потому что я узнаю сразу про все религии, а не какую-то одну.
- Мы ездим отдыхать в разные страны, и мне интересно, где во что верят.
- Здесь мы получим много новых знаний.
Выбирать пришлось не только ученикам, но и педагогам. Были и страхи, и опасения. Впрочем, Татьяна Викторовна сразу почувствовала интерес к предмету: еще во время учебы в Свердловском областном педколледже (в школе она работает четвертый год) ей нравилась философия.
«Информации по мировым религиям много, приходится ее сортировать. Сейчас мы осваиваем азы предмета, со временем у детей станет больше самостоятельной работы. Будем менять форму урока: например, разделимся на группы, чтобы каждая презентовала одну из религий.
«Дай попробовать - и я пойму»
В екатеринбургской гимназии №2, оценив важность нового курса, ведение самых массовых модулей взяли на себя руководители. Директор гимназии преподает основы мировых религиозных культур, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы - основы светской этики.
...В классе тесно, на основы светской этики подали заявления 33 человека, несколько учеников сидят на банкетках. Неудобства явно никто не испытывает: атмосфера в классе комфортная, доброжелательная. Может быть, потому, что урок начался с музыки? Ирина Германовна Ефимчук ввела такую привычку с первого класса: «вхождение в день» с добрых слов и красивых звуков.
Тема урока звучит просто и сложно одновременно: «Добродетели и пороки». Слушаю, что говорят четвероклассники: если бы не видела детей своими глазами, могла бы подумать, что выступают люди постарше. Узнаю, что в Древней Греции, где были заложены основы этических представлений, первейшими почитались следующие добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Современные десятилетние россияне рассуждают, что же такое мудрость. Задачка годится и для взрослых: кто из нас с легкостью даст определения таким, казалось бы, привычным понятиям?
- Это большой опыт, много знаний, - высказывает мнение Аня.
- Мудрость - больше чем знания, мудрый человек - он философ, он не совершает необдуманных поступков, - добавляет Миша и разграничивает понятия «ум» и «мудрость». Учитель подводит итог выводам учеников: «мудрость - это способность грамотно применять знания».
Ирина Германовна наполняет занятие притчами, позитивными советами, которые так и хочется зафиксировать и повторять каждый день. Аналогов подобным предметам у нас до сих пор не было. Все, что я вижу и слышу, выглядит чрезвычайно жизненным и нужным, базовым для формирования человека. Но понимаешь, как много в преподавании подобных дисциплин зависит от личности педагога: не каждый найдет убедительные слова в разговоре о добре и зле, не скатываясь в морализаторство.
«Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Дай попробовать - и я пойму». Особенно нравятся школьникам интерактивные элементы занятия: добродетели и пороки они демонстрируют через театрализованные сценки, подготовленные дома компьютерные презентации. В завершение урока дети получают тексты восточных притч, обсуждают их, вспоминают ситуации из собственной жизни, к которым подошли бы эти поучительные истории.
Гимназия №2 выделяется на образовательной карте Екатеринбурга. Она среди лидеров по показателям учебы, имеет высокий рейтинг у родителей. Здесь осуществляется углубленное изучение иностранных языков, сильны математические дисциплины, а думать, рассуждать детей учат с первых учебных дней. Спецкурс «Введение в школьную жизнь» для первоклассников, который существует в гимназии несколько лет, можно назвать прообразом «Основ светской этики».
Вопрос о том, в каком классе вести новый предмет, до сих пор вызывает споры. Почему именно четвертые-пятые? Психологи говорят, что в этом возрасте еще не развито критическое мышление, идет набор информации, которая будет переработана позже. Подросткам подобный спецкурс был бы интереснее, хотя преподавать его было бы сложнее и даже «взрывоопаснее». Лично я не обнаружила неготовности десятилетних воспринимать этические заповеди. Начинать нравственное воспитание никогда не рано, но может быть поздно.
«Один человек решил изменить мир, но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить город, но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить семью, но в семье столько человек, а он один. И тогда он решил изменить самого себя». Называется эта замечательная притча, прозвучавшая на уроке «Основы светской этики», «Как изменить мир».
За единый курс
«Что бы вы делали, если бы несколько человек захотели прослушать курс буддизма или иудаизма? Я задавала этот вопрос в тех школах, которые посетила. Ответ звучал следующий: «Если бы даже один или два человека изъявили желание изучать данные модули, им была бы предоставлена такая возможность».
Рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательному процессу первых - пятых классов школы №121 Вера Николаевна Исаева:
- При первичном распределении по модулям, еще в первой четверти, у нас было два «отказника». Родители опасались, что новый курс будет насаждать их детям определенное вероисповедание. Но со временем обе семьи пересмотрели свое решение. Был развеян миф о том, что уроки по православию или другим религиям будут вести священнослужители. Нет, только специально подготовленные педагоги. Теперь и дети знают, что есть статья Конституции, защищающая свободу совести, вероисповедания. После того как учителя прошли обучение, были проведены презентации спецкурсов, на которых присутствовали родители. Им раздали брошюрки, показали учебники. Сейчас родители смотрят на спецкурс позитивно и удивляются, почему его не было раньше.
Государство, надо сказать, качественно подготовилось к введению нового предмета. Учебники написаны доходчиво и по существу, они богато иллюстрированы, выглядят современно. Занятия ведутся с помощью цифровых носителей информации, используются интерактивные доски. Все это повышает доверие школьников к предмету, особенно им нравится, что, кроме учебников, были выданы компьютерные диски, и домашнее задание часто выполняется в цифровом формате.
В дни весенних каникул в Свердловской области прошли повышение квалификации 2377 педагогов при содействии Института развития регионального образования. Сначала - лекционные занятия, курс, общий для всех, затем - работа по модулям. В итоге недостатка в специалистах нет.
А сомнения все-таки остались. Уже никто не паникует, что в школе, светском заведении, преподается Закон Божий - это попросту не соответствует действительности. Не дискутируется вопрос об уместности дисциплины в учебном расписании. Большинство родителей, которые ознакомились с программами, оценивают курс позитивно. Мне даже довелось услышать: «Как жаль, что другие мои дети уже выросли, им знания по этике и истории религий тоже не помешали бы». Но само разделение курса на модули вызывает много несогласий.
А вот что думает директор гимназии Татьяна Ильинична Бетчер:
- Новый учебный курс в целом носит культурологический и этический характер. Для всех без исключения учеников важны обе его составляющие: и основы этики, и основы мировых религиозных культур. Не случайно в них присутствуют общие темы (первый урок посвящен Родине) и общие нравственные заповеди. Это как две половины одного целого, зачем их разделять, тем более по конфессиям?
Точку зрения Татьяны Ильиничны разделяют ряд педагогов. Не нужно ставить ребенка и его семью перед выбором. Выбор всегда предполагает альтернативу: получишь одно - не получишь другое. Здесь же важно и одно, и другое. Что мешает построить обучение таким образом, чтобы в четвертом классе, например, все дети изучали этику (курс, рассчитанный на умение рассуждать, формирование нравственных понятий), а в пятом - основы мировых религий (где много информации и новых знаний)? Разделение же по конфессионным интересам вовсе не обязательно должно происходить в стенах школы.
Не разделять, а соединять людей нужно сегодня. Разделение не соответствует нерву времени, идет вразрез с общемировыми тенденциями и социальными трендами. Предмет только выиграет, если станет целостным.
Марина РОМАНОВА,
Свердловская область,
«УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА», 12 мая 2010 г.