В Москве прошла презентация новой картины американского художника Юрия Данича, посвященная российской политической жизни
В очередную годовщину беспорядков на Болотной площади на дизайн-заводе «Флакон» открылась выставка картин американского художника российского происхождения — Юрия Данича. Основной картиной выставки стало полотно «Бесы», которое поразило многочисленных посетителей выставки не только своими масштабными размерами, но и художественным видением отношений оппозиции и общества в России автором.
На одной стороне 20-метровой композиции из пяти полотен художник изобразил в образе обнаженных бесов самых медийных оппозиционных персон. Среди них — левый активист Сергей Удальцов, писатели Дмитрий Быков и Борис Акунин, музыкальный критик Артемий Троицкий, ветеран российского либерального движения Валерия Новодворская, политики Владимир Рыжков, Борис Немцов и Михаил Касьянов, лидер «Солидарности» Илья Яшин, журналисты Юлия Латынина и Ксения Собчак, а также блогер, находящийся под домашним арестом Алексей Навальный.
Голову Алексея Навального художник увенчал терновым венцом, а Сергей Удальцов держал в руках поднос, на котором была отрезанная голова, как неудивительно, самого Удальцова. Как рассказал автор, таким образом он пытался показать бутафорность и искусственное создание образов мучеников лидерами оппозиции.
Оппозиционная половина картины была усеяна золотом и бутылками шампанского, в которых художник изобразил основные стремления российской оппозиции. Руки Ксении Собчак, представшей перед посетителями выставки в более чем эротическом виде, были усеяны кольцами, и на одной из них висела брендовая сумка. Такое же обнаженное тело Валерии Новодворской, которое занимало немалую часть картины, было посажено на метлу. Кроме этого, у всех оппозиционеров вместо ступней ног — копыта сатиров.
— На картине видно, как Алексей Навальный держит рог изобилия, на нем можно видеть гербы США. Этим я показываю, ради чего и для кого работает сегодняшняя российская оппозиция. Я сам уже более 20 лет живу в Америке, плачу там налоги, и мне неприятно, что мои налоги идут на поддержку этих людей, которые заняты разрушением, — сказал художник. — Я отобразил все эти драгоценности, предметы роскоши, золотое изобилие, чтобы показать их истинные цели.
Другая сторона картины оказалась посвящена той части общества, которая, по мнению автора, обманываясь, поддерживает российских оппозиционных деятелей. Если, глядя на лица оппозиционеров можно было вспомнить строки Шеймаса Хини «души, которые так загублены, что не испытывают печали», то вторая часть композиции, посвященная простым людям и сторонникам оппозиции, изобиловала лицами обреченных людей, в чьих глазах читалась безысходность.
Общественные активисты и простые граждане были изображены в образе пациентов психиатрической лечебницы, их лица были обезображены и несчастны от безысходности своего положения. Среди них слепые, старики, дети, творческая интеллигенция. Центровым сюжетом этой части композиции стала больничная койка с привязанным к ней человеком, голову которого обрамлял нимб. Остальные пытались бить лежащего кирпичом, кулаками либо же просто стояли, отвернувшись от происходящего.
В эпицентре этого людского месива автор изобразил себя, в белом халате, разрывающего больничные путы. Чуть поодаль — как символ российского православия — возвышалась фигура священника с рукой, держащей перед собой крест. Святой отец призывал «одержимых» остановить саморазрушение.
На пятом, заключительном полотне композиции было изображено стадо баранов, включенное автором в сюжет картины не случайно. Художник вспомнил слова Навального, когда тот назвал граждан «баранами», и отобразил видение самой оппозицией своего электората. В центре стада изображена шахматная доска с «заведомо проигранной партией», как выразился сам художник. Над ней возвышалась задумчивая фигура Гарри Каспарова с белым флагом, который покинул Россию.
Любопытно, что сусальное золото, которым в локальном порядке было весьма масштабно покрыто полотно, изливаясь из рога изобилия в руках кентавра Навального, оставалось только в левой части картины. Как печально заметил Юрий Данич, оно было и остается под ногами лидеров оппозиции и лишь жалкие крохи его случайно попадают уверовавшим в этих идолов гражданам.
— Я специально показал, что сторонникам оппозиции достались лишь крохи от того, что получили сами оппозиционеры. Они оказались обманутыми, самыми пострадавшими, а их идеалам не суждено было сбыться, — отметил Юрий Данич.
Картина усеяна загадочными ассоциациями из таких произведений, как «Мастер и Маргарита», «Фауст» Гете и «Бесы» Достоевского. Посреди картины изображен испуганный ребенок, стоящий над открытым люком, как над пропастью. Написанный с натуры юной дочери художника, он символизирует будущую Россию, боязливо заглядывающую в завтрашний день.
Несмотря на плохую погоду в день открытия выставки, народу было много. По словам персонала выставки, основными посетителями выставки стала молодежь студенческого возраста и москвичи от 50 лет.
— Я являюсь сторонником действующей власти, и отраженное на полотне мировоззрение художника мне близко. Наша оппозиция, на мой взгляд, только кричит о необходимости свержения действующей власти, но ничего при этом не делает, ничего сама не предлагает. Думаю, это произведение отражает истину такой, какая она есть, — высказал свое мнение 28-летний посетитель выставки Андрей.
Глава Союза художников России Андрей Ковальчук отметил, что великие классики нередко писали портреты своих медийных современников и если художник талантлив, то абсолютно не важно, в каком материале он черпает вдохновение.
— Однако, используя лица известных персон своего времени и изображая их в обнаженном виде, художник должен все-таки держаться в определенных рамках, чтобы ненароком не обидеть прототип своего персонажа и не получить иск в суд, — пояснил он.
Один из лидеров «РПР-ПАРНАС» и персонажей картины Данича Борис Немцов сказал «Известиям», что его не интересует картина с его обнаженным телом.
— Скорее всего, я ее никогда не увижу. Поэтому я не стану тратить свое время на какие-то судебные разбирательства, даже если художник позволил себе что-то выходящее за рамки приличия.
В ближайшее время Юрий Данич планирует выставлять данную экспозицию в Санкт-Петербурге, Казани и других городах России. Кроме этого, как сообщил художник, на него произвели впечатления последние события на Украине, которые он планирует вложить в основу своей будущей масштабной работы.
Источник: Известия