Такое у нас бывает редко, чтобы столько зрителей написали нам письма с жалобами о том, как нечестно СМИ поступают с Владимиром Путиным и Россией. По словам телезрителей, репортажи последних нескольких недель были слишком односторонними. Мы восприняли вашу критику всерьез и изучили эту тему. А также мы опросили своих коллег. И действительно, они тоже чувствуют явный протест. Репортаж наших корреспондентов.
- Я жестко протестую против односторонних репортажей на тему крымского кризиса
- Это будет очередная пропагандистская кампания против злых русских?
- Полуправды, ложь, утаивания, подтасовки, отвратительные расследования журналистских выскочек – все это невозможно больше терпеть
- Вы, публично-правовые, позор, что немецкая журналистика стала рупором НАТО и правительства Меркель, которое подчиняется Америке
Вульф Роведдер уже несколько недель читает подобные комментарии. Их тысячами публикуют пользователи на странице программы Tagesschau на Facebook.
ВУЛЬФ РОВЕДДЕР, программа Tagesschau: Взгляды в большой мере пророссийские. Всю оппозицию на Украине одним махом обзывают фашистами, людьми, которыми управляют США или экономика, или олигархи.
Подобные сообщения получают почти все редакции в Германии. Среди них Die Zeit, Der Spiegel и все публично-правовые телеканалы.
ФРИДБЕРТ МОЙРЕР, Deutschlandfunk: Особенно в начале крымского кризиса, нас регулярно бомбардировали и частично даже, я бы сказал, обстреливали. Мы получали письма по электронной почте, в которых говорилось, что Deutschlandfunk - канал, занимающийся травлей, - Deutschlandfunk канал «Стального шлема». По словам зрителей, мы делаем однобокие репортажи о России, а Путин - демократически избранный президент, и нам стоит это уважать.
Вчера интернет-активисты призывали к атаке на основные немецкие СМИ. Они уверены, что эти медиа придерживаются проамериканской позиции. Буквально через несколько минут можно было увидеть тысячи лайков. Один пользователь написал следующее:
«Мы не позволим, чтобы нас натравливали на «злого» русского, так как он нам ничего плохого не сделал».
ВУЛЬФ РОВЕДДЕР, программа Tagesschau: Нам предъявляют, что мы представляем какую-то определенную политическую линию, частично даже фашизм или теорию заговора.
То есть все это лишь протест правых и заговорщиков?
ФРИДБЕРТ МОЙРЕР, Deutschlandfunk: Чокнутых всегда полно, но я уверен, что это стоит воспринимать серьезно. Я уже достаточно давно работаю в этой сфере, чтобы оценить, когда достигается некий количественный уровень, и наблюдается некая интенсивность, конкретно вот это агрессивное отношение, то я бы сделал вывод, что немалая часть населения придерживается другого мнения о политике и о России, отличного от того, которое распространяет большинство СМИ.
На это указывают и опросы. Что касается темы «Россия», то здесь образовался разрыв между тем, что пишут многие журналисты, и тем, что думают многие немцы.
ФРИДБЕРТ МОЙРЕР, Deutschlandfunk: Я считаю, что главная причина для этого феномена, что многие говорят себе: неужели мы должны, когда мы уже приняли Болгарию и Румынию в ЕС, принять еще и голодающих из Украины, которые только будут тратить средства ЕС? Так примерно звучит вердикт. А еще из-за этого связываться с Россией. Зачем это все?
Но существует и другая возможная причина. Многие люди видят «плохиша» уже не на Востоке, а на Западе, в Вашингтоне. АНБ, беспилотники-убийцы, Гуантанамо, Абу-Грейб. Они так разочарованы США, что автоматически начинают защищать Россию. Но существует еще и третья, очень простая возможная причина. Возможно, в чем-то критики и правы. Может быть, репортажи действительно односторонние. Габриэле Кроне-Шмальц долгое время была корреспондентом ARD в Москве. Сейчас она имеет степень профессора по журналистике.
ГАБРИЭЛЕ КРОНЕ-ШМАЛЬЦ, бывший московский корреспондент ARD: Я тоже получаю эти письма, я могу этим поделиться. И да, действительно допустили некоторые ошибки. Все сразу начали использовать термин «аннексия». С точки зрения международного права термин «аннексия» некорректен. По крайней мере, можно провести дискуссию на тему его корректности, мягко говоря.
Однако термин используют как факт. Подбор слов дает понять, что Россия ведет себя агрессивно, что Россия виновна. То, что население Крыма проголосовало явным большинством за присоединение к России на референдуме, забывается.
ГАБРИЭЛЕ КРОНЕ-ШМАЛЬЦ, бывший московский корреспондент ARD: Не может быть, и у граждан, судя по всему, более тонкое восприятие этих вещей… Не может быть, что мы признаем право на независимость в одних регионах мира, а в других нет. Например, если 90 процентов жителей Черногории проголосуют за ЕС, то мы считаем это прекрасным результатом, а если 90 или 97 процентов жителей Крыма голосуют за Россию, то мы говорим, что такого быть не может.
Чувство, что с Россией поступают нечестно, обостряется еще сильнее за счет постоянно одних и тех же направленностей дискуссий в ток-шоу.
«Путин Великий, опасна ли снова его Россия?» «Путин снова наступает, Крым - только начало?» «Вот уже и на востоке Украины играют с огнем, и там идет борьба. Наша тема: ледниковый период весной. Должны ли мы бояться России?»
Посыл все время один и тот же: путинская Россия опасна, а Украина – жертва. Те, кто придерживаются иного мнения, с самого начала находятся в обороне. А также их подозревают в том, что они относятся слишком мягко к России и ее президенту.
ГАБРИЭЛЕ КРОНЕ-ШМАЛЬЦ, бывший московский корреспондент ARD: Есть достаточно поводов для критики. Боже мой, у нас сегодня нет столько времени, чтобы это все перечислить. Но видеть все только в таком ключе, это нечестно по отношению к российской реальности.
Многие это замечают, и их голоса становятся все громче. Если к ним прислушается больше журналистов, то аргументы Путина хотя бы выслушают и проверят, а не выбросят сразу же как пропаганду.
Дата выхода в эфир 16 апреля 2014 года.
Источник: inotv