Олимпийский чемпион по спортивной стрельбе в составе сборной Украины Артур Айвазян — о решении выступать за российскую национальную команду
41-летний олимпийский чемпион в составе сборной Украины по спортивной стрельбе Артур Айвазян в интервью «Известиям» рассказал о развитии спорта в Крыму и оценил свои шансы поехать на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро в составе сборной России. Спортсмен с 1997 года проживает в Симферополе и в ближайшее время должен получить российское гражданство.
— Никто не ожидал, что так всё обернется, — признался Айвазян. — Когда всё произошло, понял, что проживать на территории России и выступать за Украину — невозможно. Я долгое время живу в Крыму и никуда не собираюсь переезжать, поэтому теперь хочу выступать за сборную России. Я родился и вырос в Армении, а после уехал во Львов. После окончания Государственного института физической культуры был призван на срочную службу в армию. А в 1992 году Украина приобрела независимость, и я автоматически стал гражданином этой страны. Получается, что сейчас история в некоторой степени повторяется... Выступал за сборные Армении, СССР, Украины, а теперь, надеюсь, что облачусь в форму российской сборной. Такие вот повороты в моей спортивной и жизненной судьбе.
— После решения принять российское гражданство на вас оказывали давление?
— Часто звонили и интересовались моими делами в Крыму. Вы знаете, на Украине страшилки про Крым рассказывают. Говорят, что нас чуть ли не в плен всех взяли. В ответ я объяснил, что всё нормально и ничего ужасного здесь и близко не происходит. После этих слов посыпался шквал критики, необоснованных претензий, обвинений... Показательны слова тренера сборной Украины по парусному спорту, который жестко отозвался о парусниках из Крыма, которые теперь будут выступать за Россию. «Предатели, продались за колбасу!» — вот какой характеристики они удостоились. Понятно, что такие слова могут произнести только люди c неладами с головой, желающие выслужиться перед новой властью, но меру-то знать нужно даже в высказываниях. А тем более в случае, если это касается уважаемых и известных людей — спортсменов.
— В целом какова ситуация с развитием спорта в Крыму?
— Тяжелая как в части финансирования, так и инфраструктуры. У нас очень сложные отношения с главным тренером сборной Украины, который не очень жаловал спортсменов из нашего региона. В Симферополе потрясающая стрелковая школа олимпийского резерва, воспитанники которой составляют 20–30% cборной Украины. К сожалению, сейчас это учебное заведение находится в плачевном состоянии и нуждается в ремонте. Удивляться здесь нечему. Со времени получения Украиной независимости туда не было вложено ни копейки.
— Вы обсуждали эту проблему со специалистами из России?
— Да. Начиная с 2015 года обещали реконструировать не только нашу школу, но и в целом спортивную инфраструктуру Крыма. У нас был прекрасный велотрек, но его уничтожили, а о велоспорте здесь давно уже забыли. Бассейн, в котором тренировалась легендарная пловчиха, четырехкратная олимпийская чемпионка Яна Клочкова, напоминает кадры военной хроники. Именно по причине отсутствия полноценных условий для тренировок Яне и пришлось покинуть Крым.
— Как отреагировал на ваше решение главный тренер сборной Украины по спортивной стрельбе?
— Долго возмущался и обещал, что ни в коем случае не даст своего разрешения. Но это из тех случаев, что вписываются в определение «много на себя берет». При всем уважении к нему в этом вопросе он последней, определяющей инстанцией не является.
— У вас были проблемы с получением премиальных за олимпийское золото Пекина?
— Всё похоже на плохой сериал. Обещали квартиру, но жилищные условия не улучшили. До сих пор живу в офицерском доме. Причем такие проблемы возникали именно со спортсменами из Крыма. К слову, существует разница в законодательстве Украины и России в вопросе выдачи пожизненных пенсий олимпийским медалистам. В России их выплачивают сразу после того, как спортсмен стал призером, а на Украине — только после объявления о завершении профессиональной карьеры.
— Ближайшими планами поделитесь?
— Сейчас думаю только об Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Очень хотелось бы отобраться и потом уже доказать, что в состав сборной России попал не зря.
— Какие проблемы могут возникнуть при переходе из одной сборной в другую?
— Согласно регламенту Международной федерации, если спортсмен в течение года не принимает участия в соревнованиях, то уже через год может выступать за другую сборную. То есть если стороны не выдвигают претензий, то карантин будет длится всего год. В противном случае дело может затянуться на 2–3 года.
— Учитывая сложную политическую ситуацию, есть ли шанс, что в этом случае удастся договориться?
— Мизерный шанс, но есть. Хотя мало в это верится. В украинской федерации система выстроена так, что там скорее создадут проблему для атлета, чем ему помогут. Звучит парадоксально, но так оно и есть.
— А России придется заплатить Украине за ваш переход?
— Не исключаю такого поворота в этой истории. Украинская сторона может заявить, что потратила на меня огромные деньги, благодаря чему я стал олимпийским чемпионом. Хотя на самом деле, если брать материальный аспект, то затраты на тренировочный процесс процентов на 90 — мои деньги. Перелеты в США, боеприпасы, оснащение — всё за мой счет. Даже сборы я проводил на свои деньги. Более того, главный тренер сборной без моего согласия, по бумагам, оказался моим вторым личным тренером и получил очень достойное жалованье, хотя всё предназначалось моему личному наставнику. Сами понимаете, такая система не способствует душевному равновесию, что для нас, стрелков, очень важно.
Источник: Известия