Позиция Астаны в отношении "русской весны" подвержена резким колебаниям. На северо-востоке Казахстана проживает русскоязычное население, а это одна треть от населения страны, у многих паспорта РФ. Пока Казахстан делает ставку на интеграцию с РФ оснований для беспокойства нет. Но обстановка непростая. И никто не знает, что будет после смены власти.
По вопросу воссоединения России и Крыма президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сначала придерживался курса на "уважение территориальной целостности Украины". Затем последовало одобрение итогов Крымского референдума. Потом делегация страны воздержалась на голосовании в Генеральной ассамблее ООН по вопросу легитимности референдума. В отношении Казахстана это однозначно не означало поддержку позиции России. Почему такие противоречивые действия?
"Назарбаев не признал независимость Южной Осетии и Абхазии, тем не менее это не ухудшило отношения между Россией Казахстаном, — пояснил Pravda. Ru казахстанский политолог Досым Сатпаев. И в этот раз в стране от него не ждали поддержки по Крыму, но он поддержал позицию России, сказав, что понимает ее. И это вызвало разочарование, поскольку раньше политика страны была многовекторная. Астана и сейчас старается не портить отношения с Москвой и с Западом, отсюда метания президента. И все же, как показывают последние события, Назарбаеву придется определяться: либо туда, либо сюда".
Представляется, что эта многовекторность вызвана не столько выбором во внешней политике, сколько, как и на Украине, неоднородным этническим составом страны. Нурсултан Назарбаев должен учитывать две точки зрения, в том числе пророссийски настроенного северо-востока страны, который одобряет действия российского президента в Крыму и остальной части страны, где есть смешанные настроения по этому вопросу. Досым Сатпаев подтверждает, что общество в Казахстане расколото на два лагеря в основном по этническому признаку, и националистически настроенные активисты провели в Алма-Ате в минувшие выходные антиинтеграционный форум.
Противники ЕврАзЭс заявили, что им неизвестно, что из себя будет представлять договор, намеченный к подписанию 1 мая, на каких принципах он будет основан, насколько он будет соответствовать Конституции страны, может ли он угрожать экономической и политической независимости Казахстана. "То, что сейчас творится на Украине, дает нам еще один повод выступить против данного объединения. Мы не хотим быть в одном союзе с таким государством (Россией)", — сказал один из инициаторов созыва форума, руководитель движения "Рух пен тіл" Жанболат Мамай.
Политолог Айдос Сарым отметил, что вступление Казахстана в Таможенный союз привел к негативным последствиям для экономики страны. "Мы видим, что наши пессимистические прогнозы в отношении Таможенного союза полностью сбылись, и в этих условиях питать какие-то надежды, что Евразийский союз станет неким спасением для экономики Казахстана, было бы бессмысленно и глупо", — сказал Айдос Сарым. Однако политолог не привел доказательств такого "пессимизма". Данные же статистики говорят о том, что экономика Казахстана растет и, по данным Нацбанка, в 1914 году рост ВВП превысит 6 процентов. Это ниже средних 8 процентов за прошедшие 10 лет, но мировой кризис на то и мировой, что падают все экономики. Проведенная же девальвация тенге положительно скажется на макроэкономических показателях, росте отечественной промышленности, сократит импорт товаров, обеспечит положительное сальдо торгового баланса.
Очевидно, что опасения части общества лежат все же не в экономической, а в политической плоскости. "Русская весна" поставила перед бывшими советскими республиками проблему, которую можно охарактеризовать как "покушение на их суверенитет", поскольку многие из них после развала СССР получили в свое владение области, которые ранее были российскими. Так же как Украина получила от большевиков Новороссию, так к Казахстану отошла в 1936 году Восточно-Казахстанская область. В таких городах, как Павлодар, Петропавловск или Усть-Каменогорск до сих пор большинство проживающих — русские. Поэтому в Казахстане болезненно восприняли высказывание председателя Верховного совета Хакасии Владимира Штыгашева.
"Всего мы пять областей передали Казахстану, и после этого Казахская АССР из автономии была переименована в ССР. Эти территории передавались как разменная монета. В рамках СНГ демаркация границ стран не форсировалась. Почему? Вдруг у народов возникнет желание восстановить страну", — заявил Владимир Штыгашев.
"Российский МИД уже высказал свое отношение к этим словам, заявив, что делать такие высказывания не в компетенции Штыгашева", — сказал Досым Сатпаев. Однако политолог добавил, что это уже третье за последние полгода высказывание российских политиков с территориальными претензиями к Казахстану. Поэтому эта проблема есть и оценивается в Казахстане, как "отражающая часть общественного мнения в России" и "тревожные знаки". Сейчас все нормально, но что будет после смены власти? Как поведет себя Москва тогда, если к власти придут менее лояльные к России политики?
Президент Казахстана пытается унять тревогу части соотечественников и уверяет, что Казахстан не теряет суверенитет, интегрируясь с Россией. "Интеграция позволяет устранить барьеры в торговле и повысить конкурентоспособность. Таким образом, мы имеем здесь чисто прагматический интерес — развивать страну, стимулировать экономику и увеличивать валовой внутренний продукт. Что касается нашей политической независимости, то Казахстан не уступит суверенитет никому. Но мы добровольно передадим некоторые экономические полномочия наднациональным органам, как это делается, например, в Евросоюзе, где Европейская комиссия принимает решения, которые регулируют торговые отношения, тарифы на транспортировку нефти и газа, электричество, перевозки по железным и автомобильным дорогам", — сказал Нурсултан Назарбаев на брифинге после саммита по ядерной безопасности в Гааге.
Нурсултан Назарбаев также недавно заявил, что те чиновники, которые будут ущемлять права неказахского населения республики, рискуют оказаться на скамье подсудимых. В общем, русскоязычное население голосует за Назарбаева даже активнее, чем казахи. Но крымские события дали толчок к росту самосознания русских на постсоветской территории. Необходима ли такая автономия в Казахстане?
"Здесь я абсолютно никакого смысла не вижу, потому что в Казахстане, в рамках нашей Конституции, русский язык обозначен как язык межнационального общения, то есть он имеет особый статус, — сказал Досым Сатпаев. — Конфликт на Украине сильно расколол общественное мнение здесь в Казахстане, но это существенно не повлияло на существующие межэтнические отношения в нашей республике. Любые политические силы, которые захотят разыграть здесь национальную карту, используя радикальные методы, они, в первую очередь, будут играть не во благо народа, а в пользу тех государств, тех третьих сил, которые захотят в мутной воде поймать золотую рыбку. И мы это в Казахстане хорошо понимаем. И нашей республике необходимо, чтобы здесь главенствовали умеренные, а не радикальные политические силы".
Источник: Правда
Читайте также: Россия защитит границу с Казахстаном с помощью «Искандеров»
Украинская матрица: Львы подавились салом жирафа