У любой революции бывает множество самых разных последствий. Революция, разумеется, пожирает своих детей. Она возносит на вершины златых гор проходимцев и низвергает тех проходимцев, которые сидели на этих горах раньше.
Революция создает новые символы и монументы, уничтожая при этом старые символы и монументы. Революция вообще похожа на могучее извержение вулкана с землетрясением, которые меняют окружающий ландшафт, погружая острова в пучину вод и поднимая со дна новые острова.
И, конечно же, революция имеет колоссальное влияние на культуру. Мощные природные революции, такие, как французская, например, или русская, оказывают влияние на всю мировую культуру, порождая невиданные ранее стили и методы. Революции попроще, искусственно выращенные и локальные, имеют куда как меньшее влияние на культурный процесс.
Такие революции подобны современному электронному ширпотребу: «Разработано в США, собрано в Китае». И влияние на культуру у них такое же, как у этого ширпотреба - оно выражается большей частью в скандалах вокруг патентных споров, поскольку кроме обводов корпуса и размера экрана никаких других отличий у этих революций и нет. Детали внутри одинаковые.
Возьмем, скажем, очередную украинскую революцию (названия у нее пока нет, но могу предложить: националистическая революция). Ну какие ее первые, самые очевидные культурные последствия? Спилили звезду на здании Верховной Рады.
Если тайфун русской революции прошелся про стране катком, снося старые здания и храмы на корню, то революции «собранные в Китае» ограничиваются только спиленными звездами, прагматично оставляя построенные ненавистным свергнутым режимом материальные ценности для дальнейшей собственной эксплуатации. Чего добру пропадать-то.
Второй привычный атрибут - война с памятниками. Дело даже не в том, кому именно эти памятники. Кому бы они не были - это просто памятники. Бюсты, скульптуры. Куски камня и металлические отливки. Произведения искусства - где похуже, где лучше, но нигде не больше того. Однако каждая революция считает своим непременным долгом сломать одни памятники и поставить другие. То улица Джохара Дудаева, то улица Небесной сотни, то памятник героям Майдана.
Лично для меня эта тема навсегда закрыта одним из первых барельефов из ленинской программы монументальной пропаганды, расположенным на здании типографии «Утро России». На нем рабочий катит огромное колесо, а внизу написано так: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». И ничего не прибавишь - ведь до сих пор так.
Впрочем, история, как известно, непременно повторяется фарсом. Диалектическая спираль все время сужается и вместо Маяковского с Мельниковым и Родченко у нас с вами теперь певица Руслана и группа «Океан Ельзи».
Про Руслану, пожалуй, не будем (певица из нее такая же, как и политик), а вот про группу «Океан Ельзи» извольте.
Группой этой руководит известный украинский патриот Святослав Вакарчук. Патриот он не в том смысле, что ходит в шароварах и с оселедцем, а в том, что поет на украинском языке и сделал для популяризации этого языка едва ли не больше, чем любой другой артист вообще. Его папа, Иван Вакарчук - ректор Львовского университета. Того самого, что отменял занятия для того, чтобы студенты могли поехать на Майдан воевать. При оранжевой власти Иван Вакарчук был министром образования и науки, и именно он практически запретил на Украине преподавание на русском языке.
Святослав Вакарчук открыто поддерживал нынешние украинские события, группа «Океан Ельзи» неоднократно выступала со сцены Майдана - впрочем, так было и во время Оранжевой революции. А этой весной у «Океана Ельзи» гастроли в России, где группу любят, потому что она, что и говорить, очень хорошая.
И вот узнав об этих гастролях, знаменитый депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов выступает с предложением запретить коллективу зарабатывать деньги в стране, против культуры которой лидер этого самого коллектива так эффективно борется на своей родине. Прочитав новость об этом, первым делом хочется покрутить пальцем у виска. Но только первым.
Вот, например, группа Depeche Mode отменяет концерт в Киеве, потому что ей страшно - и за себя, и за поклонников. Вот писатель Сергей Лукьяненко, в знак протеста против происходящего на Украине запрещает переводить свои книги на украинский язык (sic!). Все эти культурные последствия однозначны и не требуют интерпретаций. Да, страшно. Да, Лукьяненко и раньше был известен странными заявлениями (в этом смысле он подобен Милонову).
Но вот в случае с Вакарчуком всё совсем не так однозначно. Да, искусство - вне политики. И ладно там, что заплаченные русскими поклонниками группы деньги оплатят, в том числе, и очередные выступления «Океана Ельзи» со сцены Майдана.
Но вот только я представляю себе, как Вакарчук, спев свою прекрасную «Я не сдамся без боя», ставшую гимном Майдана, обращается к русскому залу с призывом к борьбе за свободу - так мне тут же хочется примкнуть к депутату Милонову.
Хотя еще вчера мне даже подумать о таком было бы стыдно.
Источник: Известия
От редакции "Закон Времени": Ох, уж наша писательская интеллигенция, даже когда пишет об очевидном, и здесь сама себе спротиворечит. Перефразируя классика: "Чем либеральней, тем они глупее". Повторяя любимую либералами-троцкистами догму: "Искусство - вне политики", опровергает её выше описанным фактом: "а в том, что поет на украинском языке и сделал для популяризации этого языка едва ли не больше, чем любой другой артист вообще." Простым русским людям только и остаётся разгребать их информационные завалы, под которыми они прячут значимое.