В последние годы развитию высоких технологий в РФ уделяется огромное внимание со стороны первых лиц государства. И сегодня становится очевидно, что экономика РФ отклонилась от сырьевого курса и вступила на новый, инновационный путь развития. Эксперты рассказали "Правде.Ру" о самых эффективных решениях в рамках политики стимулирования сегмента IT.
Говорить о том, что Россия совершила инновационный прорыв, пока, конечно, преждевременно. Однако тот факт, что российское руководство взяло курс на инновационную экономику и постепенный уход от сырьевой привязки, дает надежду на то, что этот прорыв не за горами. Ориентир на инновации особенно важен в связи с нестабильностью на мировом рынке сырья, связанной с появлением новых источников энергии, а также с социально-политическими волнениями в крупных сырьевых державах. Именно ориентация на высокие технологии, к слову, помогла свершиться "японскому экономическому чуду", и хотя сегодня Страна восходящего солнца переживает не самые лучшие времена в связи с замедлением экономики, нельзя не отметить успех политики послевоенной Японии.
Россия же всегда поддерживала развитие науки, а в период социализма наши ученые и вовсе совершали фантастические прорывы во многих направлениях. В первую очередь, речь, конечно, идет о полете человека в космос — историческом событии для всего человечества. Однако в годы СССР наука в значительной степени работала на ВПК, о чем "Правда.Ру" писала ранее. Позже большинство разработок осело в гражданской промышленности: в авиакосмической, телерадиотехнической, биотехнологической, атомной и других отраслях высоких технологий. Но после развала страны от былого подъема советской науки не осталось и следа. Даже те цеха, в которых ученые из Страны Советов занимались новейшими разработками в годы "холодной войны", малопригодны для современных работников сферы IT, поскольку нуждаются в очень серьезной и затратной реконструкции.
Российской науке нужны продюсеры
Наукограды в России стали появляться в 1990-х годах, а в конце "нулевых" годов инновационный курс развития страны был включен в так называемый "план Путина". При этом и нынешний президент Владимир Путин, и предыдущий — Дмитрий Медведев значительное внимание уделяли финансированию и развитию инновационной отрасли. И, наверное, главным плодом работы в данном направлении несколько лет назад стал инновационный центр "Сколково", который с момента появления собрал много критики, связанной с огромным финансированием со стороны государства, что многим гражданам и экспертам кажется чрезмерным и малоэффективным. С самого начала было заявлено, что на реализацию проекта "Сколково" из казны будет направлено в 2010 году 3,991 миллиарда рублей, в 2011-м — 15 миллиардов, в 2012 году — 22 миллиарда, а в 2013 году — 17,1 миллиарда рублей. Россияне, разумеется, усмотрели в "Сколкове" огромный кусок для глобального "распила" государственных денег, тогда как эксперты убеждены, что большие вливания в наукоград оправданы.
"Несмотря на всю критику, это также пилотный проект, который позволяет в современном формате создать наукоград с использованием последних градостроительных технологий и производств, — поделился мнением с "Правдой.Ру" член комиссии по науке и инновациям Общественной палаты РФ (ранее — Фонд "Сколково") Антон Коробков-Землянский. — Двадцать-тридцать лет назад было сильно все иначе. Вспомним, что советские наукограды создавались без цели сэкономить на электроэнергии. Огромные цеха, которые сейчас не нужны в таком варианте, — их невозможно переоборудовать в современное производство, потому что это будет просто дорого. Отапливать цех с 20-метровым потолком или освещать его электричеством просто сейчас очень энергозатратно, дорого для производства и невыгодно. В этом смысле строительство с нуля позволяет отработать технологии, к тому же формат этих современных наукоградов, или инноградов (инновационных городов, к которым относится "Сколково"), можно будет масштабировать на всю страну. И тот размер финансирования, который был отпущен на это, — он позволяет действовать в прорывном формате: приглашать самых лучших ученых, архитекторов, программистов, специалистов из различных сфер, например, если мы говорим о строительстве. Приглашать преподавателей, если мы говорим о создании современных вузов, Сколтеха, например. Объем финансирования позволяет здесь быть на острие технологического прогресса, пусть адресно и частично, в каких-то конкретных проектах, а не в целом по всей стране и по широкому спектру тем. Все-таки это позволяет идти какими-то опережающими темпами, если говорить о мировых технологиях".
И сегодня уже можно сказать, что российский сектор науки заработал с новой силой. К примеру, в рейтинге самых инновационных стран, составленном Bloomberg в 2014 году, Россия занимает 18-е место из 30 стран. При этом по количеству высокотехнологичных компаний мы находимся на седьмом месте, по числу дипломированных специалистов — на четвертом, а по уровню патентной активности — на девятом месте рейтинга. Это значит, что Россия обладает огромным потенциалом и значительным интеллектуальным ресурсом для того, чтобы в будущем занять лидирующие позиции на мировом высокотехнологическом рынке.
Сейчас же на повестке дня стоит повышение спроса на инновации со стороны бизнеса и реализация эффективной политики стимулирования инновационного экономического развития страны. Эти цели особенно выделил Владимир Путин в ходе своего ежегодного послания Совету Федерации в декабре 2013 года.
"Серьезные шаги в этом направлении сделаны, — рассказывает вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин. - Во-первых, создано несколько межведомственных советов при совете при президенте по модернизации экономики, создан совет по технологическому развитию, совет инновационной стратегии и межведомственный совет по прогнозированию, и они активно работают. Совет по технологическому развитию, который возглавляет Клепыч, занимается развитием работ по созданию технологических платформ, на которых сводятся бизнес, наука, образование и власть. И вот у меня, честно говоря, большие надежды на развитие технологических платформ, и об этом говорил и Владитмир Путин в своем послании (и затрагивался этот вопрос на совете по науке). Он считает тоже, что это перспективное направление. С моей точки зрения, очень важно сейчас, чтобы технологические платформы, в рамках которых сформированы предложения и по которым нужно создавать новые технологии, влияли на распределение финансирования, в том числе, по федеральным целевым программам. Сейчас этот диалог налаживается, но вот если это действительно приведет к созданию нормального механизма влияния технологических платформ на поддержку и создание тех технологий, которые предлагаются, то это действенный механизм".
Вторым направлением работы, по мнению Сергея Алдошина, являются программы инновационного развития компаний с государственным участием. Согласно этим программам, часть денег госкомпаний будет тратиться на создание новых технологий, причем с участием и институтов, и вузов. Данное направление уже сформировано, но "его еще нужно наполнить реальным делом". При этом серьезной проблемой на пути развития инновационной отрасли за счет частных инвестиций является отсутствие системы защиты интеллектуальной собственности. Сегодня авторы новейших разработок часто не заинтересованы в закреплении технической новинки за своим именем, что способствует утечке наших технологий за рубеж.
Здесь бы нам неплохо было поучиться у США, где примерно 7,5 процента валового национального продукта (несколько триллионов долларов в год) — это результат использования авторского права. Но на этом интерес к Западу должен для России закончиться, потому что в сфере высоких технологий в последние годы впереди планеты всей идут, наоборот, восточные страны. К примеру, в том же рейтинге Bloomberg, Южная Корея занимает первое место, а США — только третье. И по мнению Антона Коробкова-Землянского, для успеха в инновационном развитии очень важен вектор, который выберет Россия.
"Не секрет, что мы во многом в экономике и в развитии технологий во второй половине XX века ориентировались на США в первую очередь, а в исследованиях — на Европу. Сейчас можно говорить, что вектор очень сильно сменился в сторону Азии. Это, конечно же, Китай и ряд соседних стран, Япония, в том числе, Корея, которые, несомненно, в плане технологий добились больших результатов. И теперь в плане развития и инновационных скачков стоит ориентироваться именно на эти страны", — уверен член комиссии по науке и инновациям Общественной палаты РФ.
В настоящее время в России реализуется Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса РФ на 2014-2020 годы", принятая в мае 2013-го. Результаты ее мы сможем оценить через шесть лет. И если к тому времени продукты российских разработчиков будут представлены на крупнейших мировых выставках инноваций, а политика стимулирования IT-сегмента сможет завязать главные секторы экономики на высокотехнологических разработках, как того требует веяние времени, то это будет настоящий прорыв!
Источник: Правда