«Правый сектор» на майдане вспомнил о традиционных жертвах
Израильское посольство на Украине 21 января высказало обеспокоенность ростом проявлений антисемитизма и нападениями на членов еврейской общины в Киеве на протяжении нескольких последних дней. Дипломаты призвали украинские власти провести всестороннее расследование и наказать виновных.
Речь идет в первую очередь о нападении на Подоле на ученика ешивы Дова Гликмана 17 января, когда неизвестные жестоко его избили. Ранее, 10 января, то же самое некие люди в масках сделали с преподавателем той же религиозной школы Гилелем Вертхеймером.
— Идет радикализация украинских протестов. Справиться с этим достаточно сложно. Правые силы выходят на штурм и на первый план, — считает политолог Константин Бондаренко.
Радикалы уже получили имя — «Правый сектор». Их можно узнать в толпе по нарукавным повязкам с кельтскими крестами и рунами.
Во время штурма правительственного квартала украинская «Википедия» посвятила «Правому сектору» свежую статью. Согласно ей, это — «автономные боевые отряды украинских националистов, принимающие активное участие в майдане. Они представляют собой радикальные самостоятельно действующие группы. В организации нет явного лидера, и она представляет собой конфедерацию, в которую входят отдельные группировки: «Патриоты Украины», «Тризуб», СНА, УНА-УНСО, «Білий Молот».
«Правый сектор» скрывает имена и лица своих активистов. Они взаимодействуют с несколькими сотнями самообороны майдана. Как сообщил «Известиям» комендант майдана Андрей Парубий, всего этих сотен — 25. То есть в незаконном и вполне вооруженном формировании уже задействованы 2,5 тыс. человек. Периодически они устраивают марши на киевском Крещатике.
— Мы наблюдаем прямую связь между антисемитской пропагандой на майдане и нападениями на евреев, — считает Алекс Сельский, глава Всемирного форума русскоязычного еврейства и бывший пресс-секретарь израильского премьера Биньямина Нетаньяху. — Понятно, что сейчас участники беспорядков ищут свою национальную самоидентификацию. Но очень жаль, что всё это превращается в избиения тех, кто за последние полтора столетия внес огромный вклад в становление Украины.
По словам Сельского, за последние сто лет антисемитизм на Украине, особенно в ее западной части, закрепился настолько глубоко, что существуют населенные пункты, где и евреев уж давно нет, но неприязнь к ним есть.
— Очень обидно, что евреи, которые в свое время могли уехать, но решили остаться, теперь подвергаются насилию. Их, считающих Украину своим домом, толкают к эмиграции, — говорит Сельский.
Еврейские организации России также озабочены происходящим в Киеве.
— Мы будем оказывать всяческую поддержку нашим соплеменникам, — сказал директор департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — У нас есть специалисты по безопасности, и они сейчас учат украинских евреев, как вести себя в случае опасности, куда бежать, как падать. Но мы отдаем отчет, что эти тренировки — попытка держаться за соломинку во время наводнения. В условиях анархии неохраняемые общественные организации и синагоги — первая жертва. Если власти не обратят самое пристальное внимание на опасную ситуацию, то положение может стать намного хуже.
Кроме того, считает Горин, от антисемитских нападений страдают и сами оппозиционеры, которые равняют себя с организаторами погромов, фашистских и бандеровских акций, на которые так богата история Украины за последние сто с небольшим лет.
Источник: Известия