Москва. 27 декабря. ИНТЕРФАКС-ТЕЛЕКОМ - Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил Концепцию развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде, следует из сообщения Минкомсвязи."В настоящее время уже сформирована инфраструктура электронного правительства и население активно пользуется электронными сервисами (в настоящее время насчитывается около 7 млн зарегистрированных - имеющих электронную подпись - пользователей), - сказал заместитель главы Минкомсвязи Алексей Козырев, слова которого приводятся в сообщении. - Теперь стоит задача повысить качество электронных госуслуг".
В сообщении отмечается, что концепция предусматривает развитие Единого портала госуслуг, упрощение регистрации на нем, создание единой системы справочников и классификаторов для государственных информсистем, новых пользовательских интерфейсов. Помимо этого, в документе прописано обеспечение возможности оплаты пошлин и начислений в режиме онлайн, удаленной записи на посещение ведомств, получения результата оказания услуги специальным госкурьером и т.п. Кроме того, Минкомсвязи и Минэкономразвития, которое также принимало участие в разработке концепции, определили 15 федеральных, 20 региональных и муниципальных наиболее востребованных госуслуг. Согласно концепции, планируется проработать единые решения для всех этапов оказания этих услуг: регистрации, подачи заявления, записи в очередь на посещение, оплаты, информирования, обжалования.
В течение I квартала 2014 года разработчики концепции должны подготовить и внести на рассмотрение правительства РФ план мероприятий ("дорожную карту") по реализации концепции.Как сообщалось, работы по предоставлению госуслуг в электронном виде в РФ ведутся с 2010 года, действует портал госуслуг. В настоящее время на нем опубликовано 627 федеральных и более 100 тыс. региональных и муниципальных услуг. Из них 5 тыс. 238 услуг имеют работающую кнопку "получить услугу".
Согласно указу президента, к 2018 году необходимо обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме для 70% граждан. При этом 90% жителей должны быть довольны качеством оказания госуслуг.
Источник: rambler
Дмитрий Медведев торопит внедрение электронного правительства
Вчера глава государства провел последнее в этом году заседание Госсовета. Посвятили его одной из любимых, по собственному признанию президента, тем главы государства - развитию в стране информационного общества и, в частности, внедрению на федеральном и региональном уровнях электронного правительства.
"К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид", - напомнил Дмитрий Медведев. Сегодня таковых насчитывается более 1,5 тысячи, и по каждому поводу гражданам приходится стоять в очередях за справками и согласованиями.
Многие, правда, идут другим путем, обращаясь к различным посредникам, которые за определенную плату быстро и без обременения "клиента" помогут ему получить от государства ту или иную бумажку. В министерстве связи и массовых коммуникаций, например, насчитали, что ежегодно около миллиона граждан готовы пользоваться посредничеством для постановки на учет своих автомобилей. Оценив среднюю стоимость такой помощи в 6 тысяч рублей, в минкомсвязи насчитали 6 миллиардов рублей, уходящих на "черный рынок".
Там же насчитали, что упущенные возможности малого бизнеса из-за административных барьеров составляют 10 процентов от стоимости производимых товаров и услуг. В денежном выражении это 750 миллиардов рублей.
В стране мало кто доволен качеством предоставления госуслуг. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил, что это всего 1 процент граждан. Для повышения качества и упрощения порядка предоставления госуслуг в стране давно идет работа по созданию "электронного правительства" и реализация программы "Электронная Россия". Его составляющей должен был стать единый портал госуслуг, который планировалось открыть еще в январе этого года. Появился он в Интернете только в декабре. "Он достаточно системный, им удобно пользоваться, - оценил портал Медведев. - Но на данном этапе он функционирует как единый государственный справочник. Еще многое предстоит сделать, чтобы граждане могли использовать этот портал для заказа справок, оплаты пошлин".
Потребность же населения в удобном формате оформления госуслуг велика. Об этом говорит посещаемость портала в первые несколько дней - 1,5 миллиона посещений. "Это первый шаг на пути к электронным услугам, - заявил глава минкомсвязи Игорь Щеголев. - Таким образом, Единый портал является своего рода витриной отношения государства к обществу. Этот инструмент используется и органами власти для оценки своей работы, для оценки качества государственных услуг". Сейчас на портале опубликовано 113 описаний федеральных госуслуг из 265 размещенных.
- Чтобы сохранить динамику и в конечном итоге перейти в 2015 году на 100-процентное оказание услуг в электронном виде, перечень услуг будет обязательно пополняться, - констатировал Щеголев.
Глава государства поставил сразу четыре задачи, призванные способствовать развитию электронных государственных услуг гражданам. "Первое. Требуется установление единых подходов на оказание услуг в электронном виде", - заявил Дмитрий Медведев. Для этого неплохо было бы перевести все органы власти на электронный обмен данными. Пока это практикуют только три министерства, отметил президент. Это минэкономразвития, минкомсвязь и минсельхоз.
"Для этого создается Система электронного взаимодействия, которая была спроектирована в этом году и уже в следующем году будет введена в эксплуатацию, - подчеркнул в своем выступлении Щеголев. - Через эту систему все органы власти смогут централизованно общаться в электронном виде".
Он же представил оптимальную модель предоставления госуслуг. Гражданин через сайт, специальный терминал или телефонный центр подает заявку, которая попадает в учетную систему соответствующего органа власти. С помощью электронных каналов связи и баз данных идут обработка заявки и сбор дополнительной информации. И, наконец, последний этап. "Гражданин получает уведомление о результате оказания услуги и, если в этом есть необходимость, бумажный оригинал", - рассказал министр.
Вторая задача, поставленная президентом, требует работы с нормативно-правовой базой, не отвечающей требованиям сегодняшнего дня. "Продолжает действовать порядок, когда от заявителя требуют предоставление документов в бумажном виде, - указал глава государства. - Надо вводить запрет на требования предоставления заявителями документов, которые уже доступны в базе данных".
В-третьих, в рамках всей страны требуется реализация комплекса мер для преодоления информационного неравенства, когда в той же Москве условия позволяют пользоваться Интернетом 60 процентам населения, а в большинстве регионов этот показатель составляет всего 30-35 процентов.
На этом вопросе минкомсвязь, заявил Игорь Щеголев, планирует сконцентрироваться в 2011-2018 годах, когда будет реализовываться долгосрочная целевая программа "Информационное общество". Ее проект уже подготовлен и в следующем году должен пройти согласование и последующее внесение на утверждение.
Пока же стоит вопрос о том, чтобы прорабатываемые на федеральном уровне задачи были поддержаны и в регионах, где тоже предоставляются различные госуслуги. Для этого минкомсвязью выработан ряд рекомендаций.
Наконец, четвертая задача предполагает устранение дефицита квалифицированных пользователей среди государственных и муниципальных госслужащих. "Две трети органов власти испытывают нехватку таких специалистов, - заявил Медведев. - С кадрами нужно заниматься. Политику эту нужно менять. В частности, можно создавать стимулы для квалифицированных специалистов, готовых работать в госорганах".
- Я не ставлю задачу сделать это за год-полтора, - подчеркнул президент, говоря о сроках реализации всей программы. - Но за 5-6 лет у нас есть все шансы сделать это.
На заседании Госсовета довольно коротко, но жестко обговорили тонкости создания Национальной платежной системы России, которая должна стать частью "Электронной России". Докладчик по этому вопросу, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, так ненавязчиво, но настойчиво доказывал, что именно ВЭБ (возможно, на базе создаваемого Почта-Банка) готов воплотить такую систему в жизнь. Глава государства уточнил, когда это может быть осуществлено.
- Сам проект еще не разработан в деталях, - подчеркнул Дмитриев. - Технико-экономического обоснования нет, финансово-экономического обоснования нет.
- Документы тут при чем? - настойчиво интересовался президент. - Вы говорите, что хотите этим заниматься. Сколько времени вам потребуется для разработки документов?
Глава Банка развития предположил, что ему хватит на это одного года.
Заявлению Дмитриева сильно удивился вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он рассказал "РГ", что глава ВЭБ как-то по-своему понимает идею Национальной платежной системы. Было бы правильно говорить о ней как о едином своде правил для ее операторов, которыми могут стать любые банки (именно в таком ключе сейчас идет обсуждение идеи в специально созданной рабочей группе), а не о базировании системы на основе одного банка. "У нас в правительстве такое предложение ВЭБа не обсуждалось, - подчеркнул Кудрин на самом заседании Госсовета. - Сегодня мы это услышали от него впервые".