|
- Рамазан Гаджимурадович, да у вас в кабинете, оказывается, картина с изображением Петра I?
- Да, это как раз запечатлено прибытие государя России в дагестанское село Тарки 12 августа 1722 года. (Картина художника Франца Рубо, хранится в Дагестанском государственном объединенном музее им. А.Тахо-Годи. - А.Г.)
Какой субъект федерации может похвастаться, что Петр I там был?
Очень мало пишут в России про Александра Бестужева-Марлинского, которого, когда он уезжал из Дербента, весь город провожал. Он был офицером, писателем. «Окно в Европу» - термин, который, кстати, появился в Дербенте.
- Вот, оказывается, какая глубокая связь! А мы в последнее время все чаще обсуждаем стреляющие дагестанские свадьбы в российских городах... И не только.
- Дело не в Дагестане. Дело в состоянии нашего Отечества. Когда мне говорят, что межнациональные отношения плохие, я говорю: а межчеловеческие отношения разве у нас хорошие? Непонятная озлобленность у людей друг на друга.
- Да сейчас весь мир - точно с ума сошел!
- Не надо! Я был несколько дней в Италии. Они тоже эмоциональные люди. В магазине, чтобы купить часы, вы потратите час!
|
- У нас бы продавцы уже убили бы за это...
- Мне, правда, часы за 10 минут продали. Я вышел и думаю: люди живут спокойно. Я приехал, начинаю их подгонять, чтобы купить часы. Никто не суетится. А мы все такие активные, революционные... А проблем вокруг - выше крыши. Казалось бы, должно быть наоборот.
На поле там, в Италии, ни одного человека не видно. Поле вспахано после летнего периода. Дышит поле. Что мешает нам? Мне говорят: у них другая погода, природа. Для того, чтобы вот эта сеточка была над виноградником, причем тут погода?
- Чтобы виноград зря не пылился? Я и у вас в республике такие сеточки на виноградниках видел.
- Или вот такой пример. Раньше в Дагестане в аэропорт бывало приезжаешь – как на отгонное пастбище. В город заедешь со стороны Дербента или Хасавюрта – как на отгонное пастбище. Столица республики! Или не называйте это столицей республики, или надо соответствовать.
Я сам нарисовал такую арку к 200-летию вхождения России в Дагестан. Кстати, эту историческую дату я случайно... Хотя нет, не случайно - «поймал» в старых календарях в конце марта этого года, когда приехал в Дагестан.
И говорю: постройте в аэропорту, чтобы было видно, что вот Россия – Кремль и Дагестан – башня. Соедините их.
- Хороший символ! Арку-то поставите?
- Уже поставлена, все сделано. Но вокруг же надо облагородить. Там не было нормальной площадки. Я расширил площадь на пару гектаров. Чтобы были стоянки машин.
Рядом хочу поставить торговый дом «Дагестан» - сувениры для приезжих. Там стоит милицейская будка посреди дороги, всех останавливают, проверяют. Я им поставил европейский шлагбаум, чтобы туда бросали деньги. Цивилизованно.
Нам надо заново научиться жить и работать.
|
- Научимся?
- Если не научимся – научат другие. Просто так ничего не бывает. Сам не хочешь обслуживать свой дом, свою семью, придет другой – обслужит. Если ты не уделяешь внимания своей жене, придет сантехник и ей уделит.
- Кхы-кхы...
- Не вижу ничего смешного.
Такие регионы, как Дагестан, Ингушетия – это потенциал России. А их рассматривают как вечная зона для беспокойства...
- Да и в целом в России таких зон достаточно. Что же делать?
- Надо полностью преобразовать региональную политику. Но главное не только это. Люди потеряли чувство гармонии, красоты, чувство достоинства. Это наша общая российская проблема. И мне хочется, чтобы эта гармония восторжествовала. Надо эту гармонию людям вернуть!
Я начал в России первые крупные мультимедийные издания, когда был ректором университета, сделал уникальный проект «Феномен России в мировой культуре». Первый вариант закончен, по семи направлениям искусств.
|
- Вы даже представлял этот проект в течение часа на канале «Культура».
- Да, было дело.
Я написал книжку «Философия и творчество Расула Гамзатова». Мы выпустили семитомный мультимедийный сборник, посвященный этому великому советскому, российскому и дагестанскому поэту. Там можно посмотреть хронику, послушать стихи в исполнении лучших российских актеров.
Я создал в Махачкале Дом дружбы народов. Людей раньше негде было награждать, теперь есть место. (Потратил на это деньги, которые взял у друзей, до сих пор не могу еще вернуть.) Там будет центр по изучению музыкальной культуры, национальных костюмов. Будет музей дружбы народов России. В Москве мне помещение не дали, я этот музей перебазирую в Дагестан. Библиотека народов России у меня в Москве была – 7 тысяч томов. Все приходится в Махачкалу перевозить. Уничтожили Дом народов России на ВВЦ... Но ничего, переживем!
...Невозможно обустроить Дагестан, не обустраивая всю Россию. И невозможно обустроить всю Россию, не обустроив Дагестан.
Источник: КП