Покидая крупнейший инвестбанк США Goldman Sachs, его вице-президент Грег Смит решил не молчать и проехался по компании, в которой работал несколько десятков лет, в колонке на страницах New York Times.
"Культура всегда была важной частью успеха Goldman Sachs, - написал Смит. - Она зиждилась на командной работе, честности, духе смирения и желании делать все в лучших интересах наших клиентов. Культура - это секретный ингредиент, который в течение 143 лет позволял нам завоевывать доверие". Но эти славные деньки остались в прошлом, уверен бывший вице-президент.
"Мне грустно говорить это, но сегодня я не вижу практически никаких следов культуры, которая заставляла меня любить работу в этой фирме на протяжении многих лет". В книге, которую Смит опубликовал после отставки, он винит в деградации превращение Goldman Sachs из партнерства в публично торгуемую компанию.
Колонка наделала много шума в корпоративной Америке и вдохновила экономистов Луиджи Гуизо, Паолу Сапинеза и Луиджи Зингалес из Чикагского университета на исследование.
Смит задал важный вопрос, объясняют свой интерес ученые. Действительно ли корпоративная культура влияет на успехи фирмы? Чтобы ответить на него, ученым сначала пришлось придумать, как ее "померить".
Реклама все расскажет?
Была ли культура секретным ингредиентом Goldman Sachs или нет, но финансовая корпорация рекламировала ее изо всех сил. Прямо на первой странице проспекта IPO Goldman рассказывал о своих принципах ведения бизнеса - "целостности и честности". И в этом отношении компания не уникальна.
- 85% корпораций, входящих в индекс S&P 500 имеют на своем сайте раздел (иногда даже два), посвященный корпоративной культуре. В нем подробно описываются принципы, которым должны следовать все сотрудники.
- Чаще всего упоминается инновационность (ее декларируют 80% компаний), затем - порядочность и уважение (их называют 70% компаний).
- Как показал анализ ученых, декларация тех или иных ценностей практически никак не влияет на успехи компании.
Гуизо и коллеги изучили несколько экономических показателей компаний с ярко выраженной корпоративной культурой, то есть тех, которые, продавая свои товары или услуги, напирали на ценности.
Оказалось, что ни коэффициент Тобина (соотношение рыночной и балансовой стоимости компании), ни доходы от продаж таких фирм не отличаются от показателей аналогичных компаний, не кричащих о своих ценностях на каждом углу. Единственное исключение - удовлетворенность клиентов. Она выше у корпораций, использующих в рекламе слова вроде "честность" и "уважение к природе".
Впрочем, этот разочаровывающий результат вовсе не означает, что корпоративная культура не влияет не прибыль. Возможно, между красивыми словами и экономическими показателями нет взаимосвязи, потому что в реальной жизни компании не придерживаются декларируемых ценностей.
Спроси уборщицу
Самый простой способ оценить уровень культуры внутри корпорации - спросить ее сотрудников, решили ученые и воспользовались статистикой исследовательской компании Great Place to Work Institute (GPTWI). Она обследует более 1000 фирм в США и ежегодно составляет рейтинг "100 лучших мест для работы".
В исследование входит и опрос работников, которых просят оценить два заявления "Слова менеджмента совпадают с их действиями" и "Менеджмент честно себя ведет" по шкале от 1 до 5, где 1 это "почти всегда не соответствует действительности", а 5 - "почти всегда правда".
Фирмы с более высоким Индексом внутреннего доверия обычно лучше показывают себя на рынке. Индекс Тобина у таких компаний немного выше, чем в среднем у компаний, входящих в S&P500 (2.14 против 2.05), у них выше продуктивность, лучше связи внутри индустрии, они привлекательнее для работников, чем остальные корпорации.
Получается, что Грег Смит был прав, и корпоративная культура действительно помогает компании достигать успехов. Но верно ли его второе предположение: IPO убивает культуру компании?
Биржа - враг культуры
Чтобы проверить эту гипотезу, экономисты сравнили Индекс внутреннего доверия в компаниях, чьи акции торгуются на бирже, и в частных фирмах. Оказалось, что в публично торгуемых компаниях он на 0,21 ниже. Но выход на биржу не всегда означает снижение уровня культуры компании.
Чаще всего слова о "честности и ценностях" расходятся с делом у менеджмента компаний, у которых есть крупные акционеры (не менее 5% акций) акционеры. Поддерживать высокую корпоративную культуру в таких корпорациях не удается несмотря на идеально выстроенное управление и на серьезный горизонт планирования. Все дело в том, что топ-менеджеры оказываются во власти крупных акционеров и идут на любые ухищрения, лишь бы увеличить их прибыль.
Духовность как средство для ребрендинга
В России корпоративная культура используется особенным образом, выяснили исследователи Высшей школы экономики Людмила Чеглакова и Вероника Кабалина. Ученые проанализировали, как три компании разного размера и из разных отраслей внедряли у себя новые ценности.
- Первая компания - это крупная промышленная корпорация, занимающаяся добычей и экспортом угля. Она была основана в советское время, и все ее активы имеют как минимум 50-летнюю историю.
- Вторая компания (финансовая структура со стратегией финансового супермаркета) была создана вскоре после распада СССР. Обладая достаточными финансовыми ресурсами и полезными связями на старте, собственники покупали менее крупные компании и расширяли за счет этого свой бизнес.
- Третья компания - частный холдинг, который ведет бизнес в строительстве, промышленной и розничной торговле. Он начинал как молодежный досуговый центр в ВУЗе в конце 1980-х. Сначала его создатели вложили деньги в закупку обуви иностранных производителей, потом создали сеть розничных магазинов. Прибыль направлялась в разные быстрорастущие рынки.
Несмотря на такую разную историю все компании стали внедрять корпоративную культуру по одной и той же причине - им всем требовалось обновление. Промышленники меняли организационную структуру. Они создавали новый холдинг, который собирался проводить IPO. Финансисты проводили ребрендинг во время финансового кризиса. А ритейлеры-строители собирались осваивать новые рынки.
В целом корпоративная культура воспринималась собственниками и менеджерами компаний как инструмент для превращение своей фирмы в более цивилизованную и современную структуру. Только в одном интервью прозвучало мнение о том, что разговоры о ценностях - это "новая форма эксплуатации поумневших людей".
Что интересно, во всех трех случаях ценности совпали. Собственники заявляли, что хотят возродить российскую духовную культуру, а сотрудники должны быть "честными и уважительными".