ЧП случилось в порту Мумбаи, куда субмарина вернулась после модернизации в Северодвинске [видео]
На момент аварии, случившейся в ночь на среду на борту дизель-электрической подлодки проекта 877 ЭКМ «Варшавянка», находились 18 индийских моряков. В результате взрыва и пожара лодка затонула прямо у причала. Все подводники погибли.
Известно, что незадолго до аварии подлодка «Синдуракшак» прошла ремонт и модернизацию на судоремонтного предприятия «Звездочка». На предприятии подчеркивают, что перед отправкой в Индию «Морской великан» (так переводится название лодки) прошел все необходимые испытания.
- Проверки завершились в январе этого года, - сообщили «КП» в Северодвинске. - На всех этапах - швартовых, ходовых, государственных испытаний - в них принимал участие индийский экипаж. Индийцы - одни из самых требовательных подводников, которых только можно представить. Замечания и мелкие неисправности были, но все они устранялись. Поэтому испытания и затянулись на шесть месяцев. После чего лодка совершила трехмесячный переход своим ходом в Индию, пройдя через несколько морей и океанов. Это разве не показатель высокой надежности?
Незадолго до аварии подлодка «Синдуракшак» прошла ремонт и модернизацию на судоремонтном предприятии «Звездочка»
В ходе модернизации на «Варшавянке» было заменено радиоэлектронное оборудование, системы связи, но главное - она получила новое оружие.
- У этого проекта шесть торпедных аппаратов 533 миллиметра, 14 торпед и 4 противокорабельные ракеты Club российско-индийского производства, - сообщил «КП» источник в оборонном ведомстве. - В момент взрыва все это оружие находилось на борту лодки. Она была в полной боеготовности к очередному выходу в море.
- Ночью на подводных лодках с оружием не работают, только если по готовности №1 в присутствии всего экипажа, - прокомментировал «КП» председатель питерского клуба подводников капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин. - А здесь из 52 человек были только 18.
- В чем же могла быть причина взрыва?
- Первое, что приходит в голову, это зарядка аккумуляторных батарей. Превышение концентрации водорода может привести к взрыву аккумуляторных ям в 1 и 2 отсеках. Но взрыв водорода в этих ямах, на моей подлодке к сожалению такое тоже случалось, не дает таких катастрофических последствий. На кадрах взрыва виден белый огненный шар, он свидетельствует о температуре в 1 носовом отсеке в несколько тысяч градусов. Значит взорвался ракетный и торпедный боезапас. Причина может быть разная, но я исключаю возможность проведения работ с оружием ночью. Я бы напомнил, что в четверг Индия отмечает День независимости. Взрыв подлодки накануне праздника наводит на мысль о террористическом характере аварии.
- Подобные аварии уже случались?
- В январе 1962 года в главной базе подводных сил Северного флота в Полярном взорвалась стоящая у пирса дизель-электрическая подлодка «Буки-37». Рванул боезапас в носовом отсеке. Лодка затонула у пирса, погиб практически весь экипаж. Две стоящие рядом подлодки тоже получили такие повреждения, что затонули. Погибли и их члены экипажей. Всего - около 100 человек. И специальная комиссия тогда так и не смогла установить однозначную причину взрыва торпед. Скорее всего - «нарушение регламента работ с торпедами на борту». Но на «Варшавянках» подобного никогда не было. На них вообще серьезных аварий не было. Они с успехом продавались и продаются за рубеж, конкурируя с подобными подводными лодками немецкой постройки. 100-процентной надежности не бывает нигде, но система безопасности вооружения на «Варшавянке» очень высокая. Для подводников всех стран крайне важно выявить причину этой аварии. Эта катастрофа очень напоминает трагедию АПЛ «Курск» - тоже взрыв торпедного боезапаса. Торпеды не должны взрываться, они хранятся в безопасном состоянии. Надеюсь комиссия все выяснит.
Российская сторона уже предложила индийским коллегам помощь в расследовании аварии. Тем более, что наши специалисты сейчас находятся в Мумбаи. Они участвовали в процессе испытаний и передачи «Синдуракшака». По сообщениям российских дипломатов, никто из них в результате аварии не пострадал - в момент ЧП судоремонтники находились в гостинице.
Истосник: КП