США и Евросоюз дружно потребовали освобождения из-под стражи свергнутого президента Египта Мухаммеда Мурси. На родине его обвиняют в шпионаже, подстрекательстве к насилию и нанесении серьезного ущерба национальной экономике. За разъяснениями 15 июля в Каир прибыл заместитель госсекретаря США Билл Бернс. Он в том числе будет обсуждать и судьбу международных кредитов, без которых Египту грозит скорое банкротство. Западу важно понять, следует ли вести дальнейшие переговоры с новыми руководителями, получившими власть не в результате выборов, а из рук военных.
— Узел социально-экономических проблем в Египте такой, что развязать его без радикальных реформ и накормить при этом население в 85 млн человек невозможно, — говорит эксперт-востоковед из Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — Ранее Мурси только тем и спасался, что побирался по миру. Новым властям ничего другого не остается.
Дефицит египетского бюджета составляет около $30 млрд. ВВП снижается, золотовалютные запасы, которые шли на поддержание курса национальной валюты, практически иссякли. По официальным данным, 20–25% (а по не официальным — все 50%) населения живут за чертой бедности. Безработица перевалила за 20%.
В таких условиях новому руководству Египта, пришедшему к власти в результате военного переворота, необходимо хоть как-то сгладить ситуацию и добиться легитимности в глазах Запада. Ведь под вопросом оказались обещанные международными кредиторами крупные денежные суммы. В частности, ежегодные денежные выплаты египетской армии от США в $1,3 млрд, а также обещанные в конце прошлого года Евросоюзом субсидии и займы на общую сумму в $6,4 млрд. Кроме того, непризнание нового руководства западными партнерами грозит Каиру потерей надежд на получение $4,8-миллиардного кредита от МВФ.
Освобождение Мурси по требованию Запада — шаг, необходимый для доказательства демократичности нового режима, а значит — и его легитимизации в глазах мировой общественности. Причем шаг этот вполне достаточный для западных партнеров на первых порах. Досрочные выборы затем дело завершат.
— В итоге Брюссель и Вашингтон вновь покажут себя защитниками демократических ценностей, — говорит специалист по внешней политике ЕС из парижского Института международных и стратегических отношений Дидье Бийон. — При этом Запад умолчит о реальных нарушениях закона, с которыми произошла смена власти. Подобное противоречие позиции объясняется прежде всего тем, что для иностранных кредиторов новое руководство куда привлекательнее, чем «Братья-мусульмане».
По словам эксперта, до сих пор предоставление Египту необходимых сумм упиралось в полное отсутствие профессионализма у «Братьев-мусульман». Исламистское правительство отказывалось идти на уступки, которых требовали международные кредиторы.
— Прозападные силы во главе с нобелевским лауреатом эль-Барадеем, получившим пост вице-президента, — более удобные партнеры, — считает Бийон.
В частности, считает эксперт, от них можно ждать проведения структурных реформ — либерализации экономики, сокращения госдотаций и чиновничьего аппарата. Правда, уверен эксперт, за этим неминуемо последуют новые народные волнения. И не исключено — очередной военный переворот.
— А военные, которые будут тщательно контролировать досрочные президентские выборы, сделают все, чтобы именно представитель либерального лагеря — формально от них не зависящий — был избран новым главой государства, — говорит Демиденко. — На него и падет вся ответственность за будущее Египта. А после провала «очередного Мурси» военные вновь выступят на стороне народа.
По словам специалиста, им-то проведение радикальных реформ вовсем невыгодно. Согласно действующей Конституции, военные обладают исключительными полномочиями по формированию оборонного бюджета. По некоторым данным, в их руках находится около 15% национальной экономики.
Источник: Известия