Власти приостановили на полгода деятельность НКО «Голос» за отказ регистрироваться иностранным агентом. «Голос» стал первой НКО, попавшей под подобные санкции. В самой ассоциации обещают продолжить работу «в рамках общественного объединения без регистрации». Интрига теперь в том, насколько эта форма работы будет соответствовать букве и духу закона, отмечают эксперты.
В среду главное управление Минюста по Москве приостановило на полгода деятельность ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос». Таким образом, ассоциация «Голос» стала первой НКО, пусть и на время, но закрытой в соответствии с законом об иностранных агентах.
В Минюсте пояснили, что решение принято «в связи с тем, что ассоциация не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Там напомнили также, что, «согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях», приостанавливаются права «Голоса» как учредителя СМИ (ассоциация издает одноименную газету «Голос»), запрещено проводить массовые акции и публичные мероприятия.
Также предусмотрен запрет на использование банковских вкладов, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, уплате налогов, сборов и штрафов.
Напомним, вступивший в ноябре в силу закон об НКО обязывает любую организацию, занимающуюся политической деятельностью и имеющую зарубежное финансирование, регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента. В марте начались проверки НКО по исполнению ими нового закона. В прокуратуре отмечали, что 650 НКО, ведущих деятельность в России, получили из-за рубежа около 1 млрд долларов. До этого аналогичные цифры в интервью немецкому телевидению приводил президент Владимир Путин.
За время действия закона несколько НКО были признаны Минюстом иностранными агентами. Первой в этом списке стала ассоциация «Голос». Затем – правозащитный центр «Мемориал», ассоциация «Агора» из Казани, нижегородский Комитет против пыток, а также «Левада-центр». Кроме того, в конце апреля Минюст выказал претензии российскому филиалу Transparency International.
После вынесения предупреждения Минюст намерен добиваться от НКО исполнения закона, то есть регистрации в качестве иностранного агента, либо требовать у суда закрыть организацию. В середине мая Минюст предупредил, что потребует закрыть «Голос» в случае, если тот откажется исполнять закон. Как говорил министр юстиции Александр Коновалов, уже вынесенный судом штраф в отношении ассоциации подтверждает обоснованность претензий министерства к этой организации.
В середине июня Пресненский суд Москвы подтвердил законность наложения штрафа в 300 тыс. рублей за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента. Глава «Голоса» Лилия Шибанова заявила, что в ассоциации не согласны с этим решением и «представили справку, что не получали средств из иностранных источников», а также что ассоциация обратится с жалобой в Европейский суд по правам человека в связи с признанием ее НКО – иностранным агентом.
Несмотря на последнее решение Минюста о приостановлении деятельности «Голоса», в самой ассоциации обещают продолжать работать в качестве незарегистрированной структуры.
«Мы не удивлены решением Минюста о приостановке деятельности нашей ассоциации. Они к этому давно стремились, – сказал ИТАР-ТАСС координатор проектов по наблюдению за выборами «Голоса» Роман Удот. – Однако мы продолжим действовать как незарегистрированное объединение, это вполне возможно. Мы к этому готовились и будем наблюдать за выборами мэра Москвы и губернатора Подмосковья».
А заместитель руководителя «Голоса» Григорий Мельконьянц отметил: «Еще на прошлой неделе мы знали, что Минюст будет принимать такое решение». «Что касается практической стороны, то решение Минюста на нее не повлияет, – считает он. – Процедура ликвидации ассоциации «Голос» уже запущена нами. Вся деятельность будет проводиться в рамках общественного объединения без регистрации, это позволяет законодательство».
Эксперты не удивлены действиями Минюста и считают, что у «Голоса» еще остается шанс работать в правовом поле. Замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин отметил, что «правоприменительные органы настроены серьезно и хотят побудить все НКО, которые попадают в сферу действия закона об иностранных агентах, подчиниться этому законодательству».
«Решение нельзя квалифицировать как жесткое, деятельность «Голоса» приостановлена на определенный период. Достаточно значительный, но, тем не менее, это не запрет. Это превентивная мера, которая призвана побудить «Голос» задуматься и настроиться на выполнение закона», – отметил Зудин.
«Известно, что «Голос», возможно, собирается использовать некие альтернативные организационно-правовые формы, чтобы продолжать свою деятельность. Интрига в том, насколько эти формы будут соответствовать букве и духу российского законодательства», – считает эксперт.
Исполнительный директор ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль», директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров также не считает жестким решение Минюста. «Как раз наоборот, «Голосу» дали шанс переосмыслить свою позицию и соответствовать закону, который един для всех», – сказал Федоров газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что «Голос» из простой формальности при соблюдении закона по регистрации иностранных агентов «делает политические выводы и специально идет на провокацию».
«Этим занимается не только «Голос». Так же себя ведет глава движения «За права человека» Лев Пономарев, который не платил за аренду помещения и полгода не продлевал документы аренды. Из выселения ЗПЧ Пономарев сделал целую пиар-кампанию. Я думаю, что это консолидированная позиция либеральных сил, чтобы выглядеть в глазах в том числе своих западных спонсоров мучениками, пойти на конфронтацию таким образом, чтобы получить больше грантов от своих спонсоров», – предположил Федоров.
Источник: Взгляд