Министр культуры Александр Авдеев предложил перевести российское телевидение на финансирование из госбюджета, сделав его финансово независимым от рекламы. Свою идею министр озвучил на фоне вступивших в силу в конце декабря поправок в закон о рекламе, демонополизирующих рекламный бизнес. По мнению Авдеева, если убрать рекламу с российского телевидения, то "все будет в порядке": исчезнут низкопробные работы, которые ради повышения рейтингов телеканалов привлекают зрителей демонстрацией насилия и секса. "Я вижу кардинальную развязку в следующем — отказаться от финансирования через рекламу", — заявил глава Минкультуры в ответ на замечания депутатов о том, что российское телевидение изобилует кровавыми сценами. Однако народных избранников мысль о том, что госбюджет во время кризиса будет обременен еще и расходами на ТВ, вдохновила разве что на запрос в Счетную палату. Депутаты хотят, чтобы та проверила, на что тратятся средства, выделяемые отечественному телевидению.
Министр культуры в своем выступлении привел в пример Великобританию, где, по его словам, телевидение финансируется из бюджета и, как следствие, оно "очень высокохудожественное". Отметим, что тут Александр Авдеев допустил неточность: британские налогоплательщики финансируют только корпорацию BBC, но помимо нее в стране достаточно частных телекомпаний.
Позднее министр культуры поправился в интервью ИТАР-ТАСС, уточнив, что его предложение вряд ли можно будет реализовать сейчас "в силу экономических причин". "Речь идет о будущем, это не сиюминутный проект", — отметил он.
Давайте посчитаем
Народные избранники отреагировали по-своему: заинтересовались, как и на что тратятся сегодня выделяемые отечественному телевидению средства. Выяснить это предложено Счетной палате.
Первый зампред думского комитета по культуре Елена Драпеко заявила "Газете", что и сейчас на финансирование нужд телевидения выделяются внушительные ресурсы.
"С одной стороны, понятно, что на эти деньги меняют оборудование, развивают цифровое телевидение. Но с другой стороны, есть смысл сделать запрос в Счетную палату, как расходуются эти средства", — сказала Драпеко.
В то же время основатель рекламной компании News Outdoor Russia, а ныне депутат Сергей Железняк в беседе с корреспондентом "Газеты" отметил, что не только в Великобритании, на которую ссылается Авдеев, но и в России уже есть опыт бюджетного финансирования телеканала.
"Такая практика реализуется сегодня на канале "Культура". На полное финансирование других государственных каналов денег в бюджете не предусмотрено, и они не смогут существовать без рекламы. В существующей финансово-экономической ситуации тратить значительные государственные средства целесообразнее на решение социально-экономических проблем", — считает Железняк.
Основные траты не на контент, а на распространение
Профессионалы телевизионный сферы и рекламного рынка соглашаются с депутатами в том, что телевидение — это очень дорого и государству потянуть его не под силу. При этом большая часть расходов приходится вовсе не на производство передач и закупку фильмов.
"Бюджет нормального телеканала на год составляет $300 млн, причем большая часть его расходуется на распространение канала, то есть на оборудование датчиков, спутников", — сообщил "Газете" исполнительный директор Международной академии телевидения и радио Сергей Ерофеев.
"Содержать телевидение — это гигантские расходы, и это деньги налогоплательщиков", — подчеркивает гендиректор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем телерекламы в 2009 году составил 113,7 млрд рублей, из которых 112,2 млрд приходится на эфирное, то есть бесплатное телевидение (остальное — на кабельно-спутниковое).
Заговор против частников?
"Государство должно откуда-то взять эти почти $4 млрд ради того, чтобы поддержать телевидение в то же объеме. И тогда, возможно, речь зайдет о том, что мы сокращаем телевидение, причем преимущественно за счет частных каналов. Зачем это нужно, сказать трудно, может быть, как раз для того, чтобы убрать частные каналы".
Помимо экономических препятствий есть и конституционные, указывает Федоров: "Из двух десятков крупных эфирных каналов только относящиеся к ВГТРК и Первый считаются условно государственными, остальные же — частные.
Не очень понятно, почему при конституционном праве людей заниматься бизнесом им говорят: вы больше не частный бизнес, потому что живете на госденьги".
Почем двигатель торговли?
Совершенно не обрадуются отмене рекламы на ТВ и рекламодатели, говорит исполнительный директор АКАР Валентин Смоляков.
"У нас реклама на ТВ — основная часть рекламного рынка, 113,7 млрд рублей из общего объема 204,2 млрд рублей, — говорит он. — Рекламодатели не дураки, и если половину денег они направляют на телерекламу, значит, есть отдача".
Более того, в случае исчезновения рекламы с экранов телевизоров снизится конкуренция среди производителей, что приведет к серьезным экономическим потерям, уверен президент коммуникационной группы Aegis Media / OKS Олег Поляков.
Даже если представить себе, что деньги на финансирование телеканалов в госбюджете нашлись, то это приведет к снижению конкуренции не только среди бывших рекламодателей, но и среди самих каналов.
"Рейтинг — это конкуренция, и заниматься рейтингом для ТВ —это нормально. Бороться за улучшение качества продукта отменой конкуренции еще никому не удавалось. Обычно конкуренция приводит к тому, что качество продукта начинает рано или поздно расти", — считает Федор Борисов из Ассоциации рекламодателей.
Детям скучно
Примеры ограничения рекламы на ТВ в России уже есть — в детских программах, и этот опыт оказался негативным, так как делать такие программы качественными больше почти никто не стремится, отмечает президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин.
"Когда решили, что нельзя в программы для детей вставлять телерекламу, количество таких программ резко сократилось, а также значительно ухудшилось их качество", — сказал он "Газете".
Другие эксперты вообще не склонны связывать количество рекламы с содержанием программы передач.
"Я не думаю, что есть серьезная зависимость между рекламой и содержанием. Современное телевидение — это сложная система с обратной связью. К тому же сейчас современные устройства позволяют даже вырезать рекламу при желании. Также зритель сам может составлять себе свою программу, сетку. Таким образом, понятие телеканала исчезает", — говорит Сергей Ерофеев из Международной академии телевидения и радио.
ТВ по запросу
О тенденции к переходу на интерактивное телевидение, где общий уровень контента будут определять уже не телеканалы, напоминает и Федор Борисов из Ассоциации рекламодателей: "В ситуации, когда будущее идет к интерактивному телевидению, этот посыл — попытка задержаться в XX веке. Потому что в любом случае выбор через какое-то время будет за потребителем — что ему выбирать и в каком количестве смотреть".
Рынок телерекламы ждет передел
28 декабря президент Дмитрий Медведев подписал поправки в закон "О рекламе", призванные демонополизировать рынок телерекламы. Следуя букве обновленного закона, федеральные телеканалы с 2011 года не смогут заключать соглашения на продажу рекламы с крупнейшим на сегодня селлером — компанией "Видео Интернешнл", которая подпадает под новые антимонопольные ограничения. Федеральные телеканалы не смогут заключать соглашения на размещение рекламы с компанией, занимающей на данном рынке более 35%.
Сегодня рынок телерекламы делят между собой "Видео Интернешнл" (продает теле рекламу на такие каналы, как Первый, "Россия", СТС, "Домашний", ДТВ, ТВ-3, MTV, 2х2, "Муз-ТВ", 7ТВ) и Газпром-медиа" (обслуживает НТВ и ТНТ). Доли эти компаний по итогам 2008 года оценивались как 60 и 31% соответственно.
Под федеральным понимается телеканал, осуществляющий вещание на территориях более чем пяти субъектов федерации. При этом каналы, в капитале которых участвует государство, должны будут выбирать рекламное агентство на конкурсной основе.
Документ, внесенный на рассмотрение Госдумы 15 декабря, уже через три дня был одобрен сразу в трех чтениях.
Незадолго до того как были инициированы поправки в закон "О рекламе", поста советника президента лишился Михаил Лесин, который, как считается, лоббировал интересы "Видео Интернешнл".
Источник: gzt.ru