Душанбе не спешит ратифицировать ключевое соглашение с Москвой.
Вчера глава МИД РФ Сергей Лавров посетил Таджикистан, где обсудил с его руководством реализацию соглашений, достигнутых в ходе недавнего визита в Душанбе президента РФ Владимира Путина. Выяснилось, что вопреки обещаниям Таджикистан не намерен ратифицировать соглашение о пребывании на своей территории российской военной базы — пока РФ не предоставит льготный режим таджикским мигрантам и не отменит пошлины на поставки Душанбе нефтепродуктов. Москва же, по данным "Ъ", хотела бы решить эти вопросы в комплексе. С подробностями из Душанбе — корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.
Открывая встречу со своим таджикским коллегой Хамрохоном Зарифи, Сергей Лавров напомнил, что делегации из Москвы в Душанбе бывают часто, но заверил, что россиянам это "никогда не надоедает". Однако на таджикском министре частота встреч, похоже, не сказалась: в ходе совместной пресс-конференции он сначала назвал президента РФ "Владимиром Викторовичем", а потом так же обратился к самому Сергею Лаврову.
Приоритеты своей страны господин Зарифи помнит намного лучше. Отвечая на вопрос "Ъ" о том, когда Душанбе ратифицирует соглашение с Москвой о статусе 201-й российской военной базы, он ответил: сначала Россия должна выполнить условия двух меморандумов, подписанных при заключении договора о базе.
Напомним, в октябре в ходе визита в Душанбе Владимира Путина две страны подписали соглашение о продлении на 30 лет пребывания 201-й базы — крупнейшего сухопутного военного объекта РФ за рубежом. Одновременно Москва обещала пойти навстречу Душанбе в четырех вопросах: о введении льготного режима для таджикских мигрантов, об отмене экспортных таможенных пошлин на поставку в Таджикистан российских нефтепродуктов (в размере 1 млн тонн в год), о выделении $200 млн на перевооружение таджикской армии и о возможных инвестициях со стороны РФ в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана.
Первые два обещания зафиксированы в виде меморандумов. И теперь, как следует со слов господина Зарифи, Душанбе ждет, когда они будут реализованы — прежде чем ратифицировать ключевое для РФ соглашение по базе. Москва же настаивает, что сначала надо решить связанные с ними спорные вопросы. А их немало.
Так, в вопросе о либерализации режима для мигрантов две страны договорились, что граждане Таджикистана смогут пребывать на территории РФ до 15 дней без регистрации и получать разрешение на работу на срок до 3 лет. Однако, как пояснил "Ъ" источник в российской делегации, прежде чем смягчать режим, Москва хотела бы, чтобы Душанбе как-то упорядочил поток своих трудовых мигрантов, отправляя их, например, через специальные организации. Власти же Таджикистана настаивают, чтобы льготный режим вступил в силу сразу, а уже по мере его действия обещают заняться упорядочиванием своей миграции. Для Душанбе это болезненный вопрос: по данным Центробанка РФ, денежные переводы из России составляют почти половину ВВП Таджикистана.
В вопросе о беспошлинных поставках в Таджикистан российских нефтепродуктов спорным, по данным "Ъ", является пункт о праве на реэкспорт. Москва против того, чтобы Таджикистан перепродавал российское топливо в третьи страны, Душанбе же пока не готов предоставить такие гарантии.
Между тем для Таджикистана быстрое решение миграционного и нефтяного вопросов нужно не только с финансовой, но и с политической точки зрения. В ноябре там пройдут президентские выборы. По данным "Ъ", президент Эмомали Рахмон хотел бы до того приехать с визитом в Россию, чтобы обозначить поддержку со стороны Кремля своему политическому курсу. Успешное воплощение в жизнь достигнутых с Москвой договоренностей пришлось бы в этой связи весьма кстати.
По итогам вчерашних переговоров Сергей Лавров заявил, что оба спорных вопроса будут решены в первом квартале. Источник же "Ъ" в делегации РФ уточнил: для Москвы принципиально важно синхронизировать это с ратификацией Душанбе соглашения по базе. "Мы готовы пойти навстречу Таджикистану даже с учетом всех спорных вопросов — но только если он доведет до конца начатый процесс (по базе.— "Ъ")",— пояснил собеседник "Ъ".
Источник: Коммерсант