«Манас» будем переориентировать на гражданский аэропорт»
Первый визит Владимира Путина в Киргизию с момента избрания новым президентом республики Алмазбека Атамбаева оказался богат на знаковые договоренности. Подписаны соглашения об условиях пребывания российской военной базы на территории Киргизии, о списании долгов республики на общую сумму почти в полмиллиарда долларов и о строительстве ГЭС. Корреспондент «МК» получил у президентов двух стран ответы на вопросы о стратегических задачах нашей базы о том, что будет дальше с базой американцев в аэропорту «Манас».
В 2009 году Россия предоставила Киргизии экономическую помощь в сумме 2 млрд долларов, взяв с бывшего тогда президентом Курманбека Бакиева обещание вывести с территории республики американские войска. Однако США увеличили плату за аренду аэропорта «Манас» под своих военных — и база была попросту переименована в «транзитный центр». В ответ в 2010 году Россия не стала предоставлять политического убежища Бакиеву, отстраненному от власти во время «тюльпановой революции» в республике.
Вопросы статуса наших военных в ходе переговоров с новыми властями республики вновь обсуждали параллельно с экономической поддержкой. В ходе визита Путина были подписаны документы об урегулировании задолженностей республики перед Россией. Как пояснил замминистра финансов Сергей Сторчак, присутствовавший на переговорах, первый долг в размере 190 млн долларов «был связан с предоставлением в 1990-х технических кредитов». «Этот долг списывается полностью», — сообщил чиновник.
Второй кредит, в 300 млн долларов, был предоставлен в 2009 году при Бакиеве. Сторчак пояснил, что до 2016 года в отношении этого долга действует льготный минимальный процент. Новое соглашение предусматривает, что с 2016 года в течение 10 лет Россия каждый год будет уменьшать обязательства Киргизии.
Суть документа о военных базах — в юридическом объединении всех российских военных объектов в Киргизии (авиабазы в Канте, военного завода «Дастан», испытательного полигона на озере Иссык-Куль, нескольких объектов космического слежения) в одну «военную базу». Соглашение будет действовать 15 лет начиная с 2017 года с возможностью продления каждые пять лет.
Что касается американской военной базы в «Манасе», Атамбаев объявлял о ее закрытии после вывода контингента из Афганистана. Однако ходили слухи о том, что если США повысят оплату, срок аренды будет продлен. Поэтому первым делом по итогам переговоров корреспондент «МК» поинтересовался судьбой «Манаса» у двух президентов.
— Г-н Атамбаев, в ходе переговоров об условиях пребывания российской базы в Киргизии затрагивался ли вопрос об американской базе? В каком контексте?
И могли бы вы пояснить, каков все-таки будет статус «Манаса», поскольку тема давняя, разговоров было много и разных...
Алмазбек Атамбаев: — Вопрос об американской базе в ходе переговоров не упоминался. Я всегда говорил о том, что гражданский аэропорт «Манас» должен быть гражданским аэропортом. Это никак не военно-воздушная база. Мы его будем переориентировать на гражданский аэропорт начиная с 2014 года.
Владимир Путин: — Могу только подтвердить, что мы ни вчера, ни сегодня не только не обсуждали, даже не упоминали американское военное присутствие здесь. Мы говорили о российской военной базе, на каких условиях она может работать. Что касается вообще пребывания на территории Кыргызстана иностранных военных — российских, американских, — это исключительно прерогатива, суверенное право республики. Что касается «Манаса», в случае ухода американских военных, конечно, республика будет заинтересована в том, чтобы аэропорт функционировал, приносил прибыль. В этом случае мы будем готовы подключиться, наполнить его экономическим содержанием и смыслом.
— Владимир Владимирович, как бы вы сформулировали стратегические задачи нахождения здесь российской базы?
Владимир Путин: — Напомню, ее создание началось с просьбы Кыргызстана о том, чтобы такая база здесь появилась для того, чтобы она была существенным фактором стабильности в регионе, в самой республике. Для того чтобы все, кто хочет раскачать ситуацию в республике, знали, что здесь есть силы, которые могут быть задействованы в борьбе с экстремизмом, с наркоторговлей и с терроризмом. Мы знаем ситуацию, которая складывается в Афганистане и вряд ли изменится к лучшему. Наличие российской военной компоненты как здесь, так и в Таджикистане является существенным фактором стабильности.
Источник: mk.ru