Новости

Новый, 1941 год высшее советское руководство встречало, получив первую информацию о том, что гитлеровская Германия приняла план войны против СССР. Такая осведомленность оказалась возможной благодаря выдающемуся агенту советской военной разведки, антифашистке Ильзе Штебе, вошедшей в историю под оперативным псевдонимом Альта.

Директиву № 21 по захвату европейской части СССР, известную как план "Барбаросса", Гитлер подписал 18 декабря 1940 года. Идея состояла в том, чтобы за несколько месяцев, используя тактику блицкрига, нанести сокрушительное поражение Красной армии и захватить СССР. Название плану было дано в честь знаменитого императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Сейчас выглядит символичным, что этот правитель погиб в ходе Третьего крестового похода, упав при переправе в реку, одетый в тяжелые доспехи. Точно так же захлебнулось германское вторжение в СССР, облаченное во всю техническую мощь Третьего рейха.

Тайна, ставшая известной

Планируя войну с СССР, немецкое руководство делало важную ставку на дезинформацию Москвы. Ключевыми задачами для гитлеровских спецслужб при этом стали мероприятия, которые не дали бы советскому руководству отследить момент, когда Берлин примет окончательное документальное решение о войне против Советского Союза.

Сам план "Барбаросса" готовился и подписывался в строжайшей тайне — о его существовании знали лишь несколько человек в военно-политической верхушке рейха. Поэтому советская разведка не смогла получить текст данной директивы. Но о принятии документа столь исключительной важности можно было судить по косвенным признакам, выбивающимся из общей картины.

Таким бросающимся в глаза событием стала публичная речь Гитлера в германской столице в тот же день, 18 декабря. Несколько лет назад Служба внешней разведки России в числе других рассекреченных документов о событиях кануна войны привела выдержку из сообщения в Москву своей берлинской резидентуры, зафиксировавшей "тектонический сдвиг" в поведении фюрера Третьего рейха.

"Основной вопрос, который заслуживает внимания, — это выступление Гитлера 18 декабря в Спортпаласе по поводу выпуска пяти тысяч германских офицеров. Как доносит агент Лесовод, Гитлер сделал выпад "против несправедливости, существующей на свете, когда 60 миллионов великороссов владеют одной шестой частью земного шара, а около 90 миллионов немцев ютятся на куске земли. Гитлер призывал молодых офицеров к устранению этой несправедливости", — говорилось в сообщении.

Уже потом в Москву как внешняя, так и военная разведка все чаще будет направлять информацию, свидетельствующую о разворачивании Германией подготовки к войне на востоке. Но первая информация о наличии у гитлеровцев стратегического плана пришла в Москву 29 декабря 1940 года по линии Разведывательного управления Красной армии. Военный атташе СССР в Германии Василий Тупиков передал: агент Альта сообщил, что Гитлер отдал приказ о подготовке к войне с СССР и что эта информация пришла от другого агента — Арийца (германского дипломата Рудольфа фон Шелиа).

Это донесение было передано Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову, а также наркому обороны СССР Семену Тимошенко и начальнику Генерального штаба Кириллу Мерецкову.

"Сообщает Альта..."

Как рассказывал в своих публикациях основной историограф Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил России Владимир Лота, в первой половине 1941 года от Альты в Москву поступали данные, уточнявшие план операции "Барбаросса" и сроки нападения Германии на СССР, а также ход поэтапной подготовки Третьего рейха к этой агрессии.

В конце февраля 1941 года Альта на основе данных, полученных от Арийца, сообщала: "Подготовка к войне против СССР зашла уже далеко. Руководящие круги, как и прежде, придерживаются точки зрения, что война с Россией начнется в этом году. Формируются три армейские группы под командованием маршалов Бока, Рундштедта и фон Лееба. Армейская группа "Кенигсберг" будет наступать в направлении на Петербург, армейская группа "Варшава" — в направлении на Москву, армейская группа "Познань" – в направлении на Киев. Сроком наступления необходимо считать 20 мая. Запланирована колоссальная битва на окружение Пинской области с участием 120 дивизий с немецкой стороны. Уже построены бронепоезда с русской колеей".

В начале марта 1941 года Альта докладывала: "Имеются основания полагать, что выступление против России состоится в ближайшем будущем (называют сроки 15 мая — 15 июня). Говорят о концентрации в Польше 120 дивизий, о размещении бомбардировочной авиации на не занятых ранее аэродромах в Восточной Пруссии, интенсивном создании ПВО в восточных городах Германии, что свидетельствует о подготовке каких-то чрезвычайных событий. Об этом же свидетельствует и перенос совещания советско-германской комиссии по установлению границы. В апреле оно не состоится".

На встрече с сотрудником советской военной разведки 7 июня 1941 года Альта рассказала, что в германских правительственных кругах "в центре внимания стоит вопрос о России. <...> Фактом является то, что сроки кампании против России перенесены после 20 июня, что объясняется большими материальными потерями в Югославии. Никто из информированных инстанций не сомневается, что военные действия против России будут проведены".

Как писал Лота, 20 июня 1941 года Альта в очередной раз встретилась с Арийцем, который сообщил ей о том, что Германия готова к войне против СССР и что нападение произойдет в ближайшие двое суток. Альта условным сигналом вызвала на встречу советского разведчика. И когда он 21 июня на встречу не прибыл, она решила подойти к советскому посольству и выяснить, что же произошло. Находясь в районе советского дипломатического представительства, Альта увидела, что здание и все подъезды к нему находятся под усиленным наблюдением агентов гестапо. Это позволило Альте предположить, что нападение Германии на СССР неминуемо и произойдет в ближайшее время.

На следующий день Ильзе Штебе услышала переданное по берлинскому радио сообщение о том, что Германия объявила войну России. Альта произнесла: "Все-таки это произошло" — и заплакала.

Альте и после начала войны приходилось выполнять задания центра в тяжелых условиях, в окружении агентов гестапо, контактов с которыми она избегала благодаря своей природной находчивости и приобретенному профессионализму. Но германская контрразведка, используя данные радиоперехвата, постепенно вышла на след Альты и арестовала Ильзу Штебе в день ее помолвки в сентябре 1942-го. В декабре того года же ее в числе других помощников Советского Союза казнили, причем для Штебе применили гильотину.

Но Альта успела узнать, что ее опасная работа не была напрасной — Красная армия под Сталинградом в те дни уже окружила 6-ю армию вермахта под командованием фельдмаршала Паулюса, и до ее разгрома, обозначившего коренной перелом в войне, оставалось совсем немного.

Источник: ria.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 19.11: 5 971 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также