Канцлер Германии Ангела Меркель в своей речи в честь годовщины падения Берлинской стены в субботу не упомянула о роли СССР и советского лидера Михаила Горбачева в объединении страны.
Меркель, слова которой в субботу приводит газета Die Welt, заявила, что 9 ноября стало роковым днем в истории Германии, напоминающим о «нацистском погроме 1938 года, за которым последовали преступления против человечества и холокост».
Канцлер напомнила, что те, кто был угнетен, искали свободу, имея в виду около 75 тыс. человек, которые до падения Берлинской стены находились в тюрьмах ГДР по политическим и иным причинам.
В своей речи по случаю годовщины федеральный президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер поблагодарил жителей Чехии, Словакии, Венгрии и Польши за их значительный вклад в воссоединение Германии. «Без мужества и желания свободы поляков и венгров, чехов и словаков мирные революции в Восточной Европе и воссоединение Германии были бы невозможны», — сказал политик, также не упомянув в своей речи роль российской стороны.
5 ноября Deutsche Welle писала, что немецкий президент письменно поблагодарил бывшего президента СССР Михаила Горбачева за вклад в воссоединение Германии и выразил сожаление в связи с нынешним уровнем двусторонних отношений, а также отношений России и Европы. «В эти дни Германия вспоминает падение Берлинской стены 30 лет назад. Мы не забыли и не забудем, что чудо мирного воссоединения моей страны и конец разделения Европы были бы невозможны без смелых и человечных решений, принятых тогда вами лично», — приводит издание слова Штайнмайера.
В свою очередь, Горбачев в интервью немецкому изданию Spiegel по случаю 30-летней годовщины падения Берлинской стены заявил, что объединение Германии является одним из важнейших его дел за свою политическую карьеру.
9 ноября в Германии отмечается 30-я годовщина падения Берлинской стены. В день объединения Германии 3 октября президент России Владимир Путин поздравил Штайнмайера и Меркель, назвав воссоединение «событием исторического масштаба, ознаменовавшим окончание холодной войны в Европе».
Германия объединилась 3 октября 1990 года. Процесс ускорился после того, как в 1989 году Берлинская стена фактически перестала существовать — граждане ФРГ и ГДР могли свободно пересекать границу. После воссоединения Восточной Германии с Западной стена была снесена, от нее остались лишь небольшие части в качестве исторического памятника.
Источник: iz.ru
Горбачев заявил, что не сожалеет о перестройке
Бывший президент СССР Михаил Горбачев не сожалеет о перестройке и считает, что одной из ее важнейших составляющих было новое внешнеполитическое мышление. Об этом он заявил в опубликованном в субботу интервью немецкому журналу Der Spiegel по случаю 30-летия падения Берлинской стены.
"Сразу же спросите меня, сожалею ли я о перестройке. Нет, я не делаю этого", - сказал Горбачев.
"Было невозможно жить так, как прежде. И существенной частью перестройки было новое внешнеполитическое мышление, которое охватывает как универсальные ценности и ядерное разоружение, так и свободу выбора", - отметил он.
"Когда мы начинали с перестройкой, мы знали, что идем на риск, но все руководство государства было едино во мнении, что были необходимы изменения", - продолжал Горбачев. "За конец перестройки и развал Советского Союза ответственны те, кто организовал путч в августе 1991 года, а после путча использовал ослабленную позицию президента СССР", - считает он.
"В 1980-е мы ступили на путь реформ. Были ошибки и промахи", - заметил бывший президент СССР. "Можно спорить о том, как далеко мы продвинулись на пути к настоящей демократии, но мы не вернемся к тоталитарной системе", - полагает он.
Касаясь объединения Германии, Горбачев заявил, что считает это событие одним из важнейших своих дел. "Я очень ценю этот день", - сказал он.
Источник: tass.ru
Экс-дипломат рассказал Europe 1, как Горбачёв продал ГДР Колю
В интервью радиостанции Europe 1 французский писатель и бывший советский дипломат Владимир Федоровский поделился закулисными подробностями подготовки СССР к падению Берлинской стены. По его словам, спасти ГДР от введения советских войск весной 1989 года помогло вмешательство Раисы Горбачёвой. А летом того же года глава Советского Союза решил судьбу Восточной Германии, попросту «продав» её Гельмуту Колю, уверяет очевидец событий.
Спустя 30 лет после падения Берлинской стены французский писатель и бывший советский дипломат Владимир Федоровский поделился в эфире радиостанции Europe 1 закулисными подробностями подготовки к этому событию в СССР.
По его словам, в кулуарах Кремля речь о падении стены заходила уже весной 1989 года. «В начале года КГБ начинает слать депеши о том, что, если все будет продолжаться, ГДР и Варшавскому договору придёт конец», — вспоминает экс-приближённый Михаила Горбачёва.
Как рассказывает собеседник Europe 1, в СССР существовало два лагеря, выступавших за различные варианты решения проблемы. Первый представляли сотрудники КГБ и военные, настаивавшие на военной интервенции в ГДР, второй — советник Горбачёва Александр Яковлев и глава МИД СССР Эдуард Шеварнадзе. Между представителями обоих лагерей велись яростные споры, арбитром в которых выступал генсек.
Как подчёркивает экс-дипломат, Запад в этот период вёл себя крайне нерешительно: президент Франции Франсуа Миттеран не требовал объединения Германии, а премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер направляла телеграммы Горбачёву. Их беспокойством, по словам Федоровского, пользовалось КГБ.
По признанию писателя, всё решилось после того, как Яковлеву пришла в голову «гениальная идея» изложить своё видение проблемы жене генсека Раисе Горбачёвой. «Яковлев сказал: если мы введём войска, мы станем заложниками КГБ, и перестройке придёт конец, а Раиса продолжила его мысль в приватной обстановке. Наутро вернулся Горбачёв. Войска решено не вводить», — так описывает процесс принятия решения Федоровский.
По словам соратника Горбачёва, позднее, в июне 1989 года генсек отправился в Бонн «и просто-напросто продал ГДР Гельмуту Колю». Как поясняет экс-дипломат, всё произошло во время официального ужина, сдобренного большим количеством спиртного.
«Горбачёв, как и Саркози, не переносит алкоголь, в то время как Коль уже выпил свои две бутылки вина, — рассказывает писатель. — Коль выходит (он был с Горбачёвым на «ты») и говорит: «Михаил, знаешь, объединение Германии, оно как Рейн — это поток, который не остановить». В этот момент он замолкает и произносит судьбоносную фразу: «К тому же, мы готовы заплатить». За этим последовало минутное молчание, после которого Горбачёв расставил точки над «i», спросив: «Сколько?» Так, по словам Федоровского, прозвучал сигнал к объединению Германии.
Источник: inotv