Новости

Ильхам Алиев на саммите глав стран СНГ вспомнил о памятнике «фашистскому палачу и предателю», установленному в Ереване. Никол Пашинян назвал его слова «неуважением», проявленным к его народу.

Одним из вопросов, рассмотренных на прошедшем в Ашхабаде саммите глав стран СНГ, стало предстоящее в следующем году празднование 75-летия Победы. Как известно, президента Украины Владимира Зеленского в Ашхабаде не было, а потому ему не задавали неприятных вопросов о том, почему в республике, заплатившей миллионами жизней своих граждан за победу над нацизмом, полно памятников Степану Бандере, а улицы называются именами тех, кто служил Третьему рейху, воевал с советскими партизанами и Красной армией, осуществлял геноцид евреев и поляков. Зато оправдываться пришлось премьер-министру Армении Николу Пашиняну.

«В Армении прежняя власть установила в центре Еревана памятник фашистскому палачу и предателю Гарегину Тер-Арутюняну, служившему у немецких фашистов под кличкой Гарегин Нжде. Большая группа ветеранов ВОВ стран СНГ неоднократно выражала протест против этого циничного шага», — с таким заявлением выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев, открывая обсуждение.

Кто же такой этот Гарегин Нжде? Как говорится, «фигура неоднозначная». Тер-Арутюнян воевал в числе других армянских добровольцев против Османской империи в ходе Балканской войны. О командире роты «товарище Гарегине» в своем очерке даже упомянул некто Лев Троцкий, в ту пору военный корреспондент. Потом была Первая мировая, борьба за «независимую Армению». С Советской властью, понятно, не ужился и эмигрировал. Основоположник цехакронизма — армянской националистической идеологии. Его идеи даже в отнюдь не белой и пушистой Дашнакцутюн посчитали «экстремистскими,  фашистскими и расистскими» и исключили из партии. И тут, можно сказать, вся «неоднозначность» Нжде заканчивается.

Во время Великой Отечественной войны он участвует в создании армянских частей в составе Вермахта, агитирует пленных красноармейцев вступать в легион, воевавший на стороне немцев, готовит диверсантов, действовавших против Красной армии. Наконец становится членом «армянского правительства» — национального совета, работавшего, разумеется, в Берлине. В общем, человек «заслуженный».

«Высшей меры социальной защиты» Гарегин Тер-Арутюнян избежал, поскольку после войны смертная казнь в СССР на какое-то время была отменена, и получил 25 лет. Умер во Владимирской тюрьме в конце 1955 года, немного не дожив до своего 70-летия.

В нынешней Армении националистические идеи Нжде начали пользоваться «спросом», а вот не самые правильные страницы его биографии почему-то забылись. Его именем в Ереване названа площадь, а в 2016 году появился и почти шестиметровый памятник Тер-Арутюняну, на открытии которого присутствовал тогдашний президент, лучший друг всех россиян, Серж Саргсян. МИД РФ в лице Марии Захаровой слегка возмутился, но после полученных разъяснений, что Нжде «национальный герой», согласился с тем, что это внутреннее дело Армении. И вот тут Алиев так «неделикатно» напомнил, что славить пособника нацистов как-то нехорошо.

«Такое впечатление, что в этой войне Гитлер играл только второстепенную роль и лидером нацистского движения был Гарегин Нжде, — вступился за „национального героя“ Пашинян. — Я считаю, что слова президента Азербайджана неуважительны, в первую очередь для армянского народа».

Вообще-то Ильхам Гейдарович никоим образом сомнению вклад армянского народа в Победу не подверг. Что касается, сохранения исторической памяти, то ведь и Алиев «самокритично» вспомнил, что в Азербайджане в начале 90-х во время правления Народного фронта «9 Мая перестал быть праздником, а ветераны войны подвергались унижениям и оскорблениям». Но уже более четверти века, как 9 Мая — национальный праздник, а воякам из «Кавказско-магометанского национального легиона» памятники Баку никто не ставит. Слава богу, в России власовцам — тоже. Хотя было время, когда едва до чего-то подобного не докатились.

Дискуссию на саммите по этому поводу открывать не стали. Было обращение к народам стран СНГ и мировой общественности, призванное продемонстрировать единство оценок решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии, а также общего понимания о недопустимости попыток пересмотра истории и героизации нацизма. В общем, конечно, это «единство» в Содружестве имеет место быть, но, как говорится, — есть нюанс.

Источник: rosbalt.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 13.03: 3 122 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также