При проведении историко-культурной экспертизы на территории Северного участка недр Озерного месторождения строительного песка в Новоорском районе Оренбургской области орские археологи обнаружили ранее неизвестный памятник археологии «Одиночный курган Озерный», который вошел в список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Оренбургской области.
По сообщению Олега Бытковского, сотрудника ООО «Научно-исследовательский археологический центр», проводившего археологические раскопки, в мае 2017 года по заказу ООО «Кристалл» Центром были проведены исчерпывающие аварийно-спасательные археологические раскопки данного археологического объекта, попадавшего в зону хозяйственного освоения. Большую помощь в проведении полевых исследовательских работ оказали неравнодушные к сохранению исторического наследия своего края жители Новоорска, учредитель ООО «Кристалл» Алексей Лебедев.
Исследованный курган, по заключению археологов, был сооружен в VI – начале V веках до нашей эры и функционально выполнял роль поминально-культового объекта – кенотафа. С древнегреческого этот термин переводится как «пустая могила», т. е. это памятник, не содержащий останков покойного. В основной погребальной камере были обнаружены костные останки жертвенных животных, оставленные близкими родственниками после поминального обряда. Позднее, в IV в. до н. э., были совершены дозахоронения подростка и новорожденного ребенка, являвшихся, вероятно, потомками устроителей кургана. Рядом с останками погребенного подростка обнаружен сопутствующий инвентарь, состоящий из фрагментов украшений, бронзового зеркала и трех глиняных сосудов. Украшения указывают на то, что подросток – девушка.
- Обрядовые элементы исследованных погребений одиночного кургана Озерный четко согласуются со стереотипами поминально-погребального ритуала эпохи раннего железного века, - поделился ОлегБытковский. - Полученный в результате археологических исследований материал представил нам значимый с научной точки зрения хронологический срез погребально-культовой практики степных номадов восточного Оренбуржья. Неординарность топографического местоположения данного памятника ставит перед археологами новые задачи, решение которых зависит от дальнейшего изучения подобных объектов в границах ареала распространения савромато-сарматской культурно-исторической общности.
Поделился своими выводами, сделанными после изучения фотоснимков места археологических раскопок, и Александр Фомичев, преподаватель кафедры истории, философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института.
- Курган имел песчаную насыпь, по периферии которой размещалась каменная ограда из рваного камня, малого и среднего размера, саму ограду окаймлял неглубокий ровик. Погребение, в котором был захоронен подросток, размещалось в юго-западной части ограды, другое примыкало к ограде с внешней стороны, с юго-востока.
Наибольшей сохранностью отличается погребение подростка, девушка была захоронена в неглубокой яме, имеющей овальные очертания, в вытянутом положении, головой на юг. Сопровождающий инвентарь представлен тремя керамическими сосудами и двумя изделиями из железа: небольшой нож и браслет. По характеру обряда погребение можно отнести к раннесарматской (прохоровской) археологической культуре эпохи раннего железного века, на это указывают южная ориентировка погребенного и особенности керамических сосудов. Сосуды были изготовлены вручную и имели шаровидное тулово и невысокий венчик.
- Племена раннесарматской (прохоровской) культуры, - рассказывает Александр Фомичев, - населяли Южно-Уральские степи в V–III вв. до н.э. Основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство. Раннесарматское (прохоровское) население в силу хозяйственной специфики не оставило памятников в виде поселений, и основные сведения о нем получают в результате изучения погребальных комплексов.
Своих покойников представители раннесарматской (прохоровской) культуры хоронили в курганах, насыпи имели различные размеры, от небольших, диаметром 6 м и высотой до 0,5 м, до крупных, достигающих в высоту 2–3 м и диаметром 30 м. В насыпи часто присутствуют конструкции из камня в виде наброски или оград. Погребенных хоронили в грунтовых ямах, иногда встречались погребения в подбоях (особая ниша в стене могилы). Позы покойных были разнообразны: простые втянутые на спине, поза «всадника», когда ноги подгибались в коленях, «атакующая» поза, в этом случае подгибалась одна нога.
Инвентарь раннесарматских (прохоровских) погребений отличается большим количеством оружия, покойных сопровождали колчанные наборы с большим количеством наконечников стрел, длинные мечи, ножи, часто оружие помещали в женские погребения. Из орудий труда в погребения могли помещать железные ножи с деревянной или костяной рукоятью, точильные бруски, дисковидные пряслица. В женских погребениях находят украшения из металла: браслеты, шейные гривны, височные подвески, кольца. Обязательным атрибутом погребального обряда является глиняная посуда, в которую, вероятно, помещали заупокойную пищу.
В настоящее время полевая документация (фотографии, чертежи, описания) используется для составления научного отчета. Коллекция находок, полученных в ходе раскопок, после реставрационных работ будет передана в археологические фонды Музейно-выставочного комплекса Новотроицка.
PS: Кто такие сарматы? Скифы, скифо-сарматы...
От сарматов русские женщины получили кокошники