"Я, Тибулл (Tibullus), вольноотпущенник из Венуста (Venustus) написал и говорю, что я должен Грату (Gratus), вольноотпущеннику из Спурия (Spurius) 105 денариев от стоимости товара, который был продан и передан…".
Это остаток старого векселя, написанный прописью на латинском языке на деревянной табличке, покрытой пчелиным воском. Она датирована согласно современному летоисчислению восьмым января 57 года нашей эры. Тем самым такая табличка является самым ранним датированным документом, найденным в римской Британии. А также первой записью о коммерческой деятельности, осуществлявшейся в том месте, которое сейчас принято называть финансовым сердцем Лондона.
Это один из самых поразительных кладов, состоящих из 405 древнеримских письменных табличек, был обнаружен во время строительства новой европейской штаб-квартиры Bloomberg LP в Лондоне.
Более одного гектара строительной площадки вдоль улицы королевы Виктории быстро превратились в крупнейшие археологические раскопки, которые когда-либо проводились в этом городе.
Благодаря тысячам сохранившихся артефактов, которые были найдены здесь, учёные получили возможность представить целую римскую уличную сцену первого века нашей эры. Среди находок кожаные сапоги, украшения, записки о кредитах, закладные и судебные документы, некоторые из которых до сих пор сохранили имена и адреса первых жителей Лондона.
Археологи завершили свои работы в 2014 году и теперь, спустя два года кропотливых исследований, Музей лондонской архитектуры (MOLA) опубликовал монографию "Первые голоса римского Лондона" (Roman London’s First Voices). Она содержит переводы всех 88 хорошо читаемых письменных табличек.
Такие дощечки пролежали порядка 2000 лет в заболоченной почве и их первоначальная восковая поверхность давно исчезла. Но слабые царапины на дереве, оставленные перьями авторов, до сих пор сохранились. Хотя нельзя сказать, что выявление и расшифровка царапин были лёгкой задачей для историков.
Так, каждая табличка была сфотографирована в цифровом формате четыре раза и под разным освещением. Затем изображение накладывались друг на друга, чтобы найти следы на поверхности древесины. После чего учёные приступали к расшифровке проявившихся слов и предложений.
По словам Роджера Томлина (Roger Tomlin), бывшего сотрудника Оксфордского университета, который расшифровал и перевёл таблички, а также основного автора монографии, эти письменные дощечки дают некоторые очень личные представления о жизни первых лондонцев. "Некоторые из них довольно занятны", — рассказывает он.
Одни призывают к незамедлительным действиям: "Я прощу вас хлебом и солью". Именно так человек по имени Аттикус (Atticus) умоляет своего собеседника по переписке оплатить товар на общую сумму 36 денариев и как можно скорее. Другие таблички рассказывают о финансовых несчастьях. Например, о человеке по имени Тит (Titus), которого необдуманный кредит сделал посмешищем на рынке.
"Это немного похоже на чтение фрагментов писем людей", — говорит археолог из MOLA Софи Джексон (Sophie Jackson), которая руководила раскопками. По признанию исследовательницы, её любимым стал фрагмент, который звучит так: "Вы дадите это Джуниусу (Junius), бондарю, напротив дома Катулла (Catullus)…".
"Это всё, что можно было понять из древней записки, но это просто захватило моё воображение. Я представила, что был некий богатый человек по имени Катулла, чей дом служит ориентиром, и ремесленник Джуниус, живший через дорогу. Это всё равно, что сегодня написать смс другу, в котором человек говорит, что будет ждать другого в таком-то магазине на улице Оксфорда", — говорит она.
Джексон уточняет, то сейчас современные жители воспринимают Лондон, как свой родной город и совсем забыли, что когда-то он принадлежал совсем другим людям.
По словам археологов, наиболее значимой древней табличкой является та, что содержит контракт, датируемый 22 октября 62 года нашей эры. Она касается перевозки 20 грузов провизии из Веруламиума (Verulamium) (ныне Сент-Олбанс) в Лондон.
"На сегодняшний день это очень важно, так как это написано сразу после восстания войска Боудикки. Историк Тацит (Tacitus), наш главный литературный источник по римской Британии, отмечает дату 61 года нашей эры как время бунта. Тогда в Лондоне и в Сент-Олбансе было убито 70 тысяч жителей", — говорит Tомлин.
Но, по словам учёного, нужно делать скидку на точность историка, описанные им события можно передвигать на плюс-минус несколько лет. "60 год нашей эры – это более вероятная дата восстания. Поскольку недавно обнаруженная табличка является свидетельством того, что оба города были восстановлены к октябрю 62 года. Это поддерживает теорию того, что разрушения должны были быть на год раньше, чем говорит Тацит", — объясняет исследователь.
По мнению Томлина, это пример того, как найденные документы могут быть использованы для изменения выводов, сделанных по литературным записям.
Впрочем, многие дощечки, найденные на месте археологических раскопок и надписи на которых удалось разобрать, являются либо договорами, либо записями о кредитах. И этот факт поддерживает описания всё того же историка Тацита, который отмечает, что ранний Лондон был "полон предпринимателями и коммерцией".
Ещё одним подтверждением его слов является обнаруженное строение, которое, вполне возможно, было одним из первых лондонских офисных зданий. Археологи считают, что постройка датируется концом первого века нашей эры. "Мы обнаружили 19 табличек внутри неё, но, к сожалению, ни одну из них нельзя расшифровать", — говорит Джексон.
Источник: Вести