Шутку про дождь, который идет в Петербурге с 1703 года, коренные жители приладожских лесов времен неолита не поняли бы. И не только потому, что пять тысяч лет назад никакого города в устье Невы не стояло, как и самой Невы еще не появилось. Климат в регионе был другой. Выяснили это, раскопав остатки деревни под древней столицей Руси, археологи.
- На месте Старой Ладоги росли широколиственные леса, уровень воды в водоемах и ее температура были выше современного, позволяли людям существовать очень комфортно, - рассказал директор Института истории материальной культуры РАН Владимир Лапшин.
Сейчас ближайшие к Петербургу широколиственные леса шумят в Германии. Лето там дольше, а зима мягче. Какая именно в градусах погода царила в неолите в Приладожье, и как менялась, ученым предстоит установить по углю пятитысячной выдержки, который откопали.
Кроме угля в поселении у места, где скоро установят памятник Рюрику и Вещему Олегу,археологи нашли осколки керамики, кремневые орудия и кремневые “отщепы” - так называют отходы производства. Как считают участники экспедиции, там располагалась местная мастерская. А всего древнюю деревня населяли несколько десятков человек.
- Одна из возможных версий - что это были протофинноугры, жившие промыслами - охотой, рыболовством и собирательством, - полагает Владимир Лапшин. - Очевидно, что их духовная культура была сложной и разнообразной, а вот в развитии материальной они не нуждались. У них не было сложных орудий труда, они не осваивали новых видов деятельности.
Судьба откопанной деревни не завидна. Ее затопило водами Ладоги примерно четыре с половиной тысячи лет назад. Обратно в берега озеро вернулось через пол-тысячелетия, когда появилась Нева.
- Следы неолитической стоянки располагаются между слоями ледникового периода и периода подъема уровня воды, - сообщают участники Староладожской экспедиции. - И по ним можно проследить все отметки местности относительно уровня Балтики в разные периоды истории.
Источник: kp.ru