22 апреля
Ожесточенные бои в Берлине
МОСКВА, 22 апреля. /ТАСС/. В этот день 70 лет назад части 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов вели ожесточенные бои в Берлине. "На Берлинском направлении наши войска вели ожесточенные бои с упорно сопротивляющимся противником", - сообщило Совинформбюро в сводке за 22 апреля 1945 года. "Немецкое командование, стремясь преградить путь советским войскам, бросило в бой все имеющиеся силы. Берлинские военные школы прекратили занятия, а курсанты школ и обслуживающий персонал посланы на фронт. Гитлеровцы объявили в Берлине поголовную мобилизацию мужчин от 15 до 65 лет включительно. Все зенитные орудия противовоздушной обороны германской столицы также используются в качестве противотанковой артиллерии. Наши войска, преодолевая все препятствия, наносят противнику один удар за другим", - говориться в сводке Совинформбюро.
"Наше наступление не прекращалось ни днем, ни ночью, - вспоминал маршал Жуков. - Все усилия были направлены на то, чтобы не дать возможности противнику организовать оборону в новых опорных пунктах. Боевые порядки армий были эшелонированы в глубину. Днем наступали первым эшелоном, ночью - вторым. Заранее подготовленной обороне Берлина с его секторами, районами и участками был противопоставлен детально разработанный план наступления в самом городе. Каждой армии, штурмовавшей Берлин, заранее были определены полосы наступления. Частям и подразделениям давались конкретные объекты - районы, улицы, площади. За кажущимся хаосом городских боев стояла стройная, тщательно продуманная система. Под уничтожающий огонь были взяты основные объекты города".
"К 22 апреля, - показал немецкий фельдмаршал Кейтель на допросе, - стало ясно, что Берлин падет, если не будут сняты все войска с Эльбы для переброски против наступающих русских. После совместного совещания Гитлера и Геббельса со мной и Йодлем было решено: 12-я армия оставляет против американцев слабые арьергарды и наступает против русских войск, окруживших Берлин".
"К исходу 22 апреля Берлин был сжат гигантским полукольцом с севера, востока и юга, - вспоминал генерал-полковник Шатилов. - Теперь солдатам уже не нужно было вглядываться вдаль: они вступили непосредственно в столицу третьего рейха".
Наступление Рокоссовсого
Войска наступают севернее германской столицы. Маршал Рокоссовский пишет: "В результате жарких боев наш плацдарм на западном берегу Вест-Одера достиг 24 километров по фронту и более 3 километров в глубину. Вся беда заключалась в том, что тяжелая техника могла быть переброшена через пойму только по сохранившимся насыпям и дамбам, а их на участке каждой армии было не более двух. Это замедляло темп наступления, тем более что противник держал эти узкие места под артиллерийским огнем. Все внимание Военного совета фронта, политуправления, командующих родами войск и начальников служб было сосредоточено на решении этой задачи. Мы сердцем чувствовали, как дорога каждая пушка, своевременно переброшенная на плацдарм, и делали все, чтобы этих пушек перебросить как можно больше".
Бои в Восточной Пруссии
Войска 3-го Белорусского фронта наступают на Земландском полуострове в Восточной Пруссии. "По всему фронту идут жесточайшие бои, - вспоминал генерал-полковник Галицкий. - Противника в этот день уже потеснили до 3 км, овладели опорными пунктами Лохштадт и Детский курорт. Становится понятным, что немецко-фашистское командование бросает против нас все, что может собрать в своих тылах. А наше превосходство в силах было не таким уж большим, если учесть плохую погоду, когда авиация бездействовала". Генерал вспоминает героические подвиги своих бойцов. "Взвод лейтенанта Нижельского наступал против сильно укрепившегося противника. Выдвинув на прямую наводку свое орудие, Нижельский и его бойцы подавили противотанковое орудие, уничтожили четыре пулемета с прислугой и тем самым обеспечили продвижение нашей пехоты. На другой день этот же взвод, когда пехота отражала контратаки врага, выкатил на себе пушки для стрельбы прямой наводкой и уничтожил три огневые точки".
По данным Совинформбюро за 22 апреля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 165 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит 61 самолет противника.
Союзники окружают немцев
"Организованное сопротивление немцев в гарцком "мешке" прекратилось, - информировал ТАСС о событиях на Западном фронте. - Северо-восточнее Брауншвейга союзники окружили еще одну группировку германских войск. Французские войска заняли Штутгарт".
Партизаны охотятся за Муссолини
"Итальянские патриоты совершили покушение на Муссолини, - передает агентство из столицы Франции. - Они установили в его доме в Милане две бомбы замедленного действия. Однако бомбы взорвались в его отсутствие. Были убиты два лица из состава охраны Муссолини".
Преступления гитлеровцев в Бухенвальде
"Секретарь национальной библиотеки Жюльен Каэн, недавно освобожденный и вернувшийся в Париж после 4-х летнего пребывания в плену у немцев, охарактеризовал немецкий лагерь в Бухенвальде, где он провел 16 месяцев, как научную организацию по уничтожению людей, - сообщает корр.ТАСС. - Член Французской медицинской академии профессор Рише, также освобожденный из лагеря в Бухенвальде, рассказал: "Медицинские сестры" делали заключенным прививки тифа. От 80 до 90 процентов людей, подвергавшихся прививкам, умирали".
23 апреля
Наступление в Берлине
МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. Войска 1-го Белорусского фронта ведут бои в Берлине. "Противник яростно сопротивляется, но под ударами советских войск оставляет одну позицию за другой, - сообщило Совинформбюро в сводке за 23 апреля 1945 года.
"Ожесточенные бои произошли в северо-восточной части Берлина. Немцы ввели в бой несколько пехотных полков и до 40 отдельных батальонов. Опираясь на укрепления, построенные у линии окруженной железной дороги, противник неоднократно переходил в контратаки. После сильного артиллерийского обстрела вражеских позиций наши войска прорвали немецкую оборону. Занят газовый завод и ряд городских кварталов", - говорится в сводке Совинформбюро.
"В эти дни решающих боев за Берлин в наших войсках царит особая приподнятость, - пишет корреспондент "Красной Звезды". - Особенно часто слышаться жалобы наших врачей и медицинских сестер, что раненые не хотят эвакуироваться в тыл, а иногда вовсе отказываются идти на привязку, оставаясь в боевых порядках. Командир батальона капитан Брызгалов был ранен в ногу. Но отказался, несмотря на настойчивые требования санитарного инструктора Зины Березиной, лечь в двуколку и уехать в тыл: - Ведь не пойдете вы, товарищ капитан! Только зря ногу растревожите. - Нет, пойду. Я от самой Курской дуги сюда шагаю. Пять пар сапог износил. Не дойду, так на локтях доползу, а в Берлине буду".
В статье описано движение наступающих советских войск по берлинской магистрали. "Вступление наших танков на территорию гитлеровской столицы ознаменовалось нарушением немецких правил пользования автострадой. Танки, самоходные орудия бронетранспортеры, автомашины, с орудиями и минометами на прицепе, грузовики, - все сразу хлынуло во всю ширь автострады и могучим потоком ринулось вперед. Берлинская кольцевая автострада не могла вместить весь поток нашей боевой техники, и нарушение правил движения была, таким образом, вызвано военной необходимостью. Впрочем, сквозного встречного движения в эти часы и не планировалось. Наоборот, все что двигалось навстречу, со стороны центра Берлина и тех пригородов, где еще сидели немцы, немедленно уничтожалось огнем всех видов советского оружия и сметалось с пути".
"Широкая дорога местами подпорчена боем, - пишет другой корреспондент "Красной Звезды". - Справа и слева развертывается картина к которой уже привыкает глаз. Стоят сожженные немецкие танки, много зенитных орудий, еще несколько часов тому назад бивших по нашим наземных войскам, траншеи, проволока, воронки, горящие автомашины, толпы немцев, идущих по краям автострады. "Капитуляция… Я иду домой", - отвечают они на вопросы. Это те, кто ушел из Берлина, спасаясь от ужаса бомбардировок".
Пресса союзников о Красной Армии в Берлине
"Все газеты отводят главное место сообщениям о боях Красной Армии в Берлине, - пишет корреспондент ТАСС из Нью-Йорка. - Вчера вечером и сегодня днем все передачи известий по радио начинались с последних сведений о продвижении войск Красной Армии. Газета "Нью-Йорк таймс" пишет, что пылающий Берлин является символом приговора истории над Гитлером и его деяниями.
Из столицы Франции ТАСС сообщает, что в "понедельник, 23 апреля, вышли специальные выпуски парижских газет, чтобы сообщить населению о том, что советские войска ворвались в Берлин". "Газета "Нувель дю матэн" пишет: "Наконец, мы дождались! Русские в Берлине!.. Решающий удар нанесен! Трехкратное ура славной русской армии!"
"В Берлин, центр всех преступлений, ворвалась Красная Армия, пишет газета "Паризьен либере", Берлин падет. Советские войска проникли в этот огромный город, в эту цитадель насилия и жестокости. Удар нанесен в самое сердце Германии, этой огромной империи, которая в течении стольких лет нарушала спокойствие и счастье народов".
На Западном фронте
"Сегодня ваш корреспондент прибыл на самолете на участок 1-й американской армии, - передает Корреспондент ТАСС с Западного фронта. - Перелет от Парижа до места назначения проходил в совершенно спокойной обстановке. В воздухе - сотни американских самолетов и ни одного немецкого. На фронте 1-й американской армии немцы по-прежнему оказывают самое незначительное сопротивление. На некоторых участках американские части не встречают никакого сопротивления. Большими и малыми группами немцы охотно сдаются в плен".
Предупреждение гестаповцам
"Правда" печатает "Предупреждение правительств Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании всем германским комендантам, охране и служащим гестапо" от 23 апреля. "Любое лицо, виновное в дурном обращении, или допустившее дурное обращение с любым союзным военнопленным, будь то в зоне боев, на линии коммуникаций, в лагере, в госпитале, в тюрьме или в другом месте, будет подвергнуто беспощадному преследованию и наказанию. Правительства Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании предупреждают, что они будут считать эту ответственность безусловной при всех обстоятельствах и такой, от которой нельзя будет освободиться, переложив ее на какие-либо другие власти и лица", - говорится в документе за подписью Сталина, Трумэна и Черчилля.
Источник: tass.ru